БАНКРОТИТЬ БУДУТ ПО-НОВОМУ

Госдума начинает второе чтение проекта нового закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Принятый в 1998 году закон "О банкротстве" был крайне благосклонен к кредиторам. Главным условием банкротства считается долг в размере 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), который предприятие не может погасить в течение 3 месяцев. При этом арбитражного управляющего (ликвидатора) назначал арбитражный суд - опять же по представлению кредитора. В результате в стране началась массовая волна заказных банкротств. Если учесть, что почти 40 процентов отечественных предприятий имеют долги перед государством, то дело о банкротстве возбудить не представляет особого труда: стоит только выкупить долгов на те самые 500 МРОТ.
Новый законопроект предполагает существенные на первый взгляд изменения правил банкротства. Важнейшая поправка заключается в попытке найти баланс между интересами должников и кредиторов. Сумма долга, на основании которой может возбуждаться дело о банкротстве, увеличена в два раза - до 1000 МРОТ. Должник получает больше возможностей защитить себя и расплатиться с кредиторами, остановив процедуру банкротства практически на любом этапе.
В первом чтении законопроекта думцам также удалось внести серьезную поправку, которая ставит государство в один ряд с другими кредиторами. Теперь, если на собрании кредиторов большинство проголосует за мировое соглашение, невыгодное государству в финансовом смысле, госпредставитель должен будет подчиниться воле собрания. По старому закону государство вообще не участвовало в таких собраниях, но долги предприятие сначала гасило ему, а потом уже частным компаниям.
Авторы законопроекта заложили в тексте приоритет получения долгов для трудового коллектива и кредиторов-залогодержателей. Иными словами, в первую очередь поставлены зарплата, социальные выплаты и займы, обеспеченные залогами.
Как ни странно, против нового закона выступили крайне полярные силы: крупный бизнес и представители профсоюзов. "Олигархи" в лице РСПП выставили целый ряд претензий, по их мнению, ущемляющих права частного бизнеса. Часть депутатов Госдумы заявила, что новый закон не учитывает особенности банкротства естественных монополий и оборонных предприятий, которые обременены огромными долгами государству. Не согласны с проектом и думские аграрии, полагающие, что российский АПК в любом случае не в состоянии выплатить задолженность, составляющую порядка 176 млрд. рублей (то есть сельхозпредприятия можно банкротить чуть ли не все подряд).
Новый закон, похоже, никак не меняет положение сотен тысяч россиян, теряющих свое конституционное право на труд при "банкротном" переделе имущества градообразующих предприятий. Как и на что жить дальше наемным работникам, не обремененным никакой собственностью, в законопроекте ничего не говорится.