НЕ ЗАБЫТЬ ИВАНОВА

Правда, об этом сам ученый узнал из американского журнала "Nature". Из Швеции, от сотрудников Нобелевского комитета, он получил лишь короткое уведомление о том, что они "организация независимая, неправительственная" и своих решений никогда не меняют.

Наша газета подробно рассказывала об Иванове и его изобретении (см. "Труд" за 9 декабря 2003 г.). Во многом благодаря нашей публикации тема получила международный резонанс.
Эффект ядерного магнитного резонанса Владислав Иванов исследовал еще в 60-е годы минувшего века. Тогда же предложил его использование для исследования человека, создав томограф. Принцип действия прибора основан на том, что в ответ на сильное магнитное поле атомы водорода в теле человека начинают посылать сигнал о своем состоянии, как бы вычерчивают картину внутреннего строения организма. Томограф стал настоящей революцией в медицине. Общепризнано: на сегодняшний день это самый точный прибор для исследования внутренних органов и мозга человека.
Изобретение тогда еще молодого ученого было запатентовано, выдан соответствующий документ. Его зарубежные коллеги пришли к томографу спустя десять лет. Но именно они - американец Пол Лаутербур и британец Питер Мэнсфилд - получили в прошлом году самую престижную в науке Нобелевскую премию.
Я не претендую на деньги, которые лауреаты получают от Нобелевского комитета вместе с дипломом, - говорит профессор Иванов. - Мне просто обидно за отечественную науку. Она была и остается одной из самых передовых в мире. Но на Западе ее приоритет во многих областях в последние годы стараются принизить. Этого нельзя допускать.
В истории российской науки есть примеры, когда первенство в изобретении по той или иной причине "уходило" за рубеж. Достаточно вспомнить Александра Попова, создателя радиовещания. На Западе, в особенности в США, изобретателем радио считают Маркони. В советские годы наш физик Юрий Денисюк изобрел голографию. За это была присуждена Нобелевская премия. Но не ему, а зарубежным физикам...
Правда, и на Родине - редкий случай! - Денисюк не был забыт. Ему за его открытие дали престижную и солидную (по деньгам) Ленинскую премию. Возможно, и в истории с Владиславом Ивановым следует пойти тем же путем. К этому склоняются сейчас его коллеги в Академии наук. Они подготовили письма в Комитет по науке Государственной Думы, а также президенту России. Их смысл: нужно научиться отстаивать приоритет своих ученых.
Так что, будем надеяться, что хоть и спустя 40 лет после изобретения Иванов все-таки будет вознагражден. У нас есть премии, которыми можно гордиться. Например, Государственная.