"ФИЛИП МОРРИС" VS "БАТ РОССИЯ"

- Какова ваша потребность в новых работниках?
- В прошлом году на наши фабрики в

- Какова ваша потребность в новых работниках?
- В прошлом году на наши фабрики в Ленинградской области и Краснодаре мы наняли более 500 человек. Самые распространенные позиции - специалисты по обеспечению сбыта, операторы на производстве, бухгалтеры по обработке счетов и младшие менеджеры. Нашу проблему можно назвать так: "Алло, мы ищем таланты!"
- И как же вы решаете эту проблему?
- Мы набираем людей как самостоятельно, так и с помощью кадровых агентств. Кроме того, в конце прошлого года начала работать программа по рекомендации кандидатов. Любой сотрудник может прийти в отдел кадров и порекомендовать на вакантное место своего знакомого, сокурсника, соседа. Если его возьмут на работу и он проработает не меньше шести месяцев, сотруднику, который его рекомендовал, выплатят 10 тысяч рублей.
- Насколько эта программа эффективна?
- Мы считаем ее очень успешной. Ведь только за восемь месяцев с июля 2007-го по февраль 2008 года по программе рекомендаций в аффилированные компании "Филип Моррис Интернэшнл" в России было принято 24 новых сотрудника.
- Чем вы можете привлечь новых сотрудников?
- Помимо зарплаты мы предлагаем хороший социальный пакет, в который входит добровольное медицинское страхование, бесплатное питание и корпоративный транспорт, дополнительные пенсионные отчисления. Для поощрения сотрудников у нас в компании существует программа бонусов. Она распространяется на всех независимо от занимаемых должностей. Например, если оператор производства придумал, как улучшить механизм или увеличить эффективность оборудования, руководство рассматривает вопрос о выплате этому специалисту специального бонуса.
- Вы приглашаете студентов на летние стажировки?
- Да. Мы ежегодно набираем более 30 стажеров на наши фабрики. Они могут работать все лето и получают за это зарплату на уровне стартовых позиций. Также у нас действует специальная программа, в рамках которой сотрудники компании могут порекомендовать своего ребенка, если он учится в вузе, стажером в какой-либо отдел. В офисе стажеры занимаются определенным проектом, который потом могут использовать в качестве дипломной работы.
- Вы боретесь с курением сотрудников?
- Совершеннолетние курильщики, работающие в компании, вправе принять собственное решение об отказе от курения. Мы информируем потребителей сигарет, в том числе и сотрудников компании, о том, что безопасных сигарет не существует, а курение вызывает зависимость и является причиной серьезных и смертельных заболеваний.
- А вы сами курите?
- Нет. l
ЦИФРЫ
3400
человек работают в компаниях "Филип Моррис Интернешнл" в России
60%
работников - женщины
30 лет
средний возраст сотрудника в компании
Источник: "Филип Моррис Интернешнл"
- Программу развития для выпускников вузов мы запустили 10 лет назад, когда в России этого еще никто не делал, - рассказывает директор по персоналу компании "Бритиш Американ Тобакко Россия" ("БАТ Россия") Анна Урнова.
- А как вы взаимодействуете со студентами и выпускниками сейчас?
- Для студентов работает программа стажировки, рассчитанная на 3-4 месяца и на неполный рабочий день. Многие практиканты потом приходят к нам на долгосрочную программу "Менеджер-стажер". Это двухлетняя программа развития для выпускников вузов и бизнес-школ. К отбору кандидатов относимся жестко. Чтобы попасть в число участников программы, выпускник должен пройти 5 этапов, а именно: отбор по заполненной анкете, тестирование, деловую мини-игру, центр оценки компетенций (деловая игра на целый день) и наконец собеседование в компании. В год мы набираем около 20 человек. Если за 2 года сотрудник подтверждает свой потенциал результатами работы, он переходит на позицию младшего менеджера с соответствующей зарплатой.
- Молодежь быстро делает карьеру?
- Быстро. У нас работает сотрудник, который пришел в компанию как практикант-студент, а через 5 лет стал вторым лицом в моем отделе: сейчас он отвечает за работу персонала по всем нашим регионам.
- Вы помогаете сотрудникам в карьерном росте?
- Мы чаще заинтересованы в том, чтобы развивать кадровый резерв изнутри. Например, для торговых представителей в регионах есть программа "Ученики в маркетинге". Отбор проходит по всей стране, после чего участники собираются в Москве, где полгода живут и учатся. Если они хорошо себя зарекомендовали во время обучения, мы находим им позицию в московском офисе либо они отправляются в свой город, но уже с повышением. В последний раз получили повышение 14 участников программы из 21.
- На ваших фабриках еще с советских времен сохранились профсоюзы. Как вы с ними взаимодействуете?
- С их участием подписывается коллективный договор. Профсоюзы помогают нам распределять льготы для сотрудников. Поводы для взаимодействия есть, а вот для конфликтов - как это часто бывает в отношениях профсоюзов и владельцев предприятий - нет. У нас очень четко налажено общение с сотрудниками, и в компании существует традиция открыто говорить о проблемах.
Так, каждый год проводится анонимный опрос, с помощью которого мы понимаем, доволен ли работник своим достатком, соцпакетом, работой менеджера, карьерой, - вопросов в анкете более ста. Стараемся учитывать все пожелания работников.
- Традиционный вопрос сотруднику табачной компании: вы курите?
- Нет. И позвольте развеять миф: для работыЦ в табачной компании не нужно быть курильщиком. Распределение курящих и некурящих в "БАТ Россия" приблизительно такое же, как и в обществе в целом, и мы никак не мотивируем сотрудников начинать или бросать курить. Это личный выбор каждого.
ЦИФРЫ
4000
человек работает в "БАТ Россия"
37 лет
средний возраст сотрудника фабрики
65%
работников фабрик - мужчины
Источник: "БАТ Россия"