ПРОЖУЖЖАЛИ

Судя по каннскому триумфу картин Валерии Гай Германики и кинотавровскому призу за лучший дебют, полученному Игорем Волошиным, тема "трудных" подростков снова становится суперактуальной для отечественного кино.

Режиссер Владимир Котт смело влетает в эту компанию со своей первой полнометражной картиной "Муха", уже получившей приз в Ханты-Мансийске за лучший дебют. Мух в фильме достаточно - во-первых, не появляющиеся в кадре, но подразумеваемые спутники ассенизационной машины, которую водит главный герой. Во-вторых, дочь героя Вера Мухина, прозвище которой угадать легко, живущая в небольшом городке: она участвует в драках, поджигает дом градоначальника и занимается боксом. В-третьих, сам герой Мухин, который был беспечным дальнобойщиком, пока на шоссе его не остановили милиционеры и не велели выплачивать долг за подожженное дочерью имущество. Федор (Алексей Кравченко) о существовании дочери не подозревал, но, заметив сходство собственных глаз с глазами Веры, решил остаться в городке, пока напарник (симпатичный усатый Сергей Селин в панамке) не привезет деньги.
Идеей режиссера было продемонстрировать "воспитание чувств" дальнобойщика, который был способен равнодушно проехать мимо перевернувшейся машины, а потом повторил судьбу героя основной, кроненберговской "Мухи": когда-то ты был обычным человеком, а теперь у тебя буквально крылья растут. Можно и на школьной дискотеке станцевать, и одинокую даму обогреть (Евгения Добровольская в этой роли продолжает лихо использовать образ из фильма Дмитрия Месхиева "Механическая сюита", охарактеризованный там так: "Она, видать, запойная!").
Кстати, музыка, звучащая на дискотеке, и общий антураж городка напоминают о финале советских времен: когда картина, где девочка дерется и поджигает дом, была бы интересна просто самим фактом своего существования. "Муха" Котта снята в другое время, где выбор трудных кинематографических подростков велик. И, несмотря на то что в картине их много, она почти не обладает экспрессией, а наиболее острые моменты, требующие акцента, будто замалчиваются. О причине очередного всплеска Вериной пиромании остается только догадываться. А разговор Мухина с работницей почты так неловко смонтирован и озвучен, что в момент, когда женщина сообщает о сыне, вернувшемся с войны калекой, в зале раздается смех - и за этот эпизод особенно обидно.
И вообще все интересное в фильме, носящем имя героини-подростка, происходит в основном со взрослыми. Юношеские же разговоры, разборки и танцы столь банальны, что могут вызвать лишь такую же банальную мысль: "Да-а, нелегко быть молодым" - которую надо немедленно гнать от себя, как назойливую муху.