Главная Культура 00:15 18 Июня 2013 0
«Лев задел мой локоть»

Фильм о красоте Земли едва не стоил Виктору Косаковскому жизни

Леонид Павлючик обозреватель «Труда»

Участие в более чем сотне международных фестивалей, десятки престижных кинопремий, широкий прокат во многих странах Европы и мира — это все о документальном фильме «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского. Не прошло и двух лет со дня громкой премьеры картины в Венеции, как сенсационная работа режиссера, снятая в так называемых антиподах — противоположных точках планеты, наконец добралась и до наших экранов.

Виктор, как возник этот необычный проект?

— Все началось 10 лет назад. В Аргентине проходила ретроспектива моих фильмов, до возвращения домой образовалось три свободных дня. Я взял машину, решил поездить по стране. И в один прекрасный день в лучах заходящего солнца увидел вроде привычную картину: надмирная тишина, неподвижная фигура рыбака, леска от удочки, уходящая в воду. И мне мысленно захотелось продлить эту леску: а что там, на другом конце земного шара?

Я вернулся в Буэнос-Айрес, купил атлас. Оказалось, на другом конце Земли — Шанхай. А надо сказать, что мой сын был страстно увлечен Китаем и его историей. Он все просил меня, чтобы я отправил его в Поднебесную. Однажды я сказал: «Хорошо, езжай, но тебе придется найти в Шанхае то место, которое является антиподом точки с аргентинским рыбаком». Сын полетел в Китай. Позвонил оттуда и потрясенно сказал: «Ты не поверишь. Я стою в центре Шанхая, здесь тысячи людей на улицах, но именно в нужной нам точке женщина продает рыбу». Представляете: в Аргентине человек в тишине ловит рыбу, а на противоположном конце Земли женщина в суете огромного мегаполиса ее продает. Мне сразу стало ясно, что это сюжет для кино. Но для большого фильма такого совпадения было мало. И я стал изучать вопрос.

Оказалось, что таких точек, когда ты проткнешь Землю в одном месте и вый-дешь на земную твердь в другом, немного, поскольку наша планета в основном покрыта водой. В огромной России только узкая территория возле Байкала попадает на самый конец Южной Америки, а точнее, на мыс Горн в Чили. Во всей Европе только Испания имеет антипод на другом конце Земли. Так что Льюис Кэррол ошибался, когда писал, что Алиса, провалившись в некий виртуальный колодец, могла из Англии попасть в Новую Зеландию — туда можно попасть только из Испании. Во всей огромной Африке только одна страна — Ботсвана — имеет антипод, это Гавайи. А Северная Америка вовсе не имеет антиподов, если не считать Антарктиду.

— Трудно было найти деньги для такого масштабного проекта?

— Сначала я, как водится, пришел в наш кинокомитет. Мне сказали: это дорого, неформат, пишите заявку, может, когда-нибудь: Я понял, что разговор пустой, и стал искать продюсеров на Западе. В итоге деньги на проект (бюджет фильма составил рекордные для нашего документального кино 1,6 млн евро. — «Труд») пришли из Германии, Голландии, Японии, Аргентины, Чили: И все равно мне не хватало 300 тысяч, а без них картину по международным законам нельзя было запускать. После года ожидания денег я был на грани срыва, чувствовал, что перегораю. И я обратился к Александру Роднянскому, который тогда представлял телекомпанию СТС. Он сразу сказал: да, это классная идея. И в течение недели перевел нужную сумму на счет, чем потряс западных продюсеров (там согласования денежных вопросов длятся по 8-10 месяцев) и, по сути, спас картину.

И еще мне очень помог Александр Сокуров — даже до Роднянского. У меня срывалась самая первая моя поездка — в Новую Зеландию. Я знал, что по климатическим условиям мне надо туда ехать немедленно, иначе потеряю картину. Но денег не было. Я стал обзванивать друзей, просить взаймы. Единственным, кто без расспросов и расписок дал мне нужную сумму, был Сокуров. Я вышел от него с деньгами, напротив его дома было турбюро. Купил путевку, улетел в Новую Зеландию и на второй день по прилете увидел выброшенного на берег гигантского кита. Я не мог пройти мимо этого сюжета, стал снимать. Потом позвонил ассистентке в Германию, попросил ее съездить в Испанию и посмотреть, что там, на другом конце Земли. Она полетела, позвонила: да ничего особенного, камни лежат. Я не поверил и слетал туда сам. И увидел огромный камень — и размерами, и формой похожий на кита. Это было мистическое совпадение, ставшее одной из образных, смысловых доминант фильма.

— Скажите, эти места, которые вы посетили и сняли, — они обладают какой-то особой энергетикой?

— Безусловно. Красивейший Байкал, продуваемый ветрами двух океанов мыс Горн, Магелланов пролив, на дне которого лежат сотни кораблей, огнедышащие Гавайи — это легендарные места для человечества. Снимая фильм, я часто вспоминал завет Андрея Тарковского. Он как-то сказал, что сами места съемок должны таить в себе что-то необъяснимое, от чего режиссера бросает в дрожь. Со мною было именно так.

— В вашем фильме много потрясающих сцен: то вулканическая лава извергается у вас под ногами, то лев пройдет в метре от камеры. Скажите, вы сильно рисковали?

— Если честно, то раза три-четыре я был почти на волоске от гибели. На Гавайях я начал снимать раскаленную вулканическую лаву метров с 50, потом осмелел, подошел ближе. Неожиданно лава вышла из-под земли прямо передо мной. Я успел только крикнуть своей команде: бегите! А сам остался снимать. Скоро почувствовал, как дымятся подошвы моих ботинок. Это был очень опасный момент, но сумасшествие восторга от разворачивающейся передо мной грандиозной огненной феерии пересилило страх. В другой раз, на мысе Горн, сплошь покрытом травой и кустарниками, я ступил на твердое, как мне казалось, место, а под травой оказалась пустота. И я полетел вниз с высоты 200 метров, но мне чудом удалось зацепиться за какой-то корень. Этот момент даже запечатлел чилийский режиссер, который снимал фильм обо мне. Что касается льва, то, когда он прошел мимо нас, по сути, задев мой локоть, я почему-то не испугался. Боялся только за пацанов-ассистентов, которые находились рядом со мной. А у меня со львом возникло какое-то негласное доверие, взаимное уважение.

— Ваш фильм называют потрясающей визуальной симфонией, гимном природе. Но особо въедливые критики утверждают, что это просто набор красивых картинок, что в «Антиподах» нет внятного месседжа...

— Конечно, месседж в моем фильме имеется, хотя и не выражен впрямую. Есть, условно говоря, режиссеры-костоломы, а есть гомеопаты. Так вот, я гомеопат. И хочу только одного — чтобы зритель почувствовал себя на моем фильме счастливым. Чтобы он два часа наслаждался зрелищем того, как удивительно гармонично устроен наш мир. Я начинал «Антиподы» как фильм про людей, живущих на разных концах Земли. Но по ходу съемок выяснилось, что для нашей планеты не менее важны киты, скалы, кондоры, облака, собаки, бабочки, деревья, слоны, вулканы. И нам стоит смирить свою гордыню, признать и принять мир, каков он есть. Мы хотим его все время улучшать, а его не надо хотя бы поганить. Согласитесь, вполне актуальный месседж.

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6338
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?