Жемчужина Восточной Сибири

«Роснефть» привлекает новых партнеров к реализации проекта «Восток Ойл»

На прошлой неделе крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» объявила о подписании соглашения с консорциумом компаний в составе Vitol S.A. и Mercantile & Maritime Energy Pte. Ltd. об основных условиях сделки по продаже 5-процентной доли в масштабном проекте «Восток Ойл». Рынок позитивно воспринял данную новость, а аналитики оценивают сделку в сумму не менее 3,5 млрд евро.

Документ подтверждает намерение консорциума приобрести долю в проекте «Восток Ойл» и прописывает основные условия сделки. Детали ее пока не известны, однако закрытие ожидается после получения сторонами необходимых регуляторных и корпоративных одобрений.

«Восток Ойл», о котором мы неоднократно писали, является одним из самых перспективных и многообещающих проектов мира. Недостаток инвестиций в нефтяную отрасль, а также рост мирового населения и его благосостояния приводят к увеличению спроса на энергоносители, в связи с чем повышается необходимость в реализации подобных проектов нового типа. «Восток Ойл» отличается от других новых проектов низкими удельными затратами на добычу, его углеродный след на 75% ниже.

Конкурентные преимущества

Ресурсная база проекта составляет свыше 6 млрд тонн премиальной малосернистой нефти (содержание серы — на уровне 0,01-0,04%). Подобное высокое качество сырья исключает потребность в использовании отдельных установок на НПЗ, что позволит значительно снизить объем парниковых выбросов проекта. Есть и важное логистическое преимущество, которое выделяет проект, — это возможность поставок сырья с месторождений сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки.

Важным конкурентным преимуществом проекта «Восток Ойл», привлекающим инвесторов, также является его экологичность. «Роснефть» анонсировала использование попутного нефтяного газа и ветрогенерации для энергоснабжения «Восток Ойла». Расчетная интенсивность выбросов составит около 12 кг СО2 на баррель добычи. Это минимальный уровень, ведь данный показатель для новых месторождений, по данным Wood Mackenzie, составляет сегодня около 50 кг.

Проектными решениями предусматривается полная утилизация попутного нефтяного газа, что обеспечит проекту «углеродный след» на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире. «Тем самым есть все основания говорить о производстве в рамках данного проекта «зеленых» баррелей нефти», — заявлял глава «Роснефти» Игорь Сечин.

«Роснефть» уже активно ведет работу по привлечению в проект поставщиков и подрядчиков. В июне компания провела роуд-шоу «Восток Ойл» для компаний из Италии, Германии, Китая, Кореи и Японии. Участникам встреч была рассказана общая информация о проекте и отдельные аспекты его реализации, в том числе вопросов промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, углеродного менеджмента, устойчивого развития и ответственного инвестирования, а также был подробно рассмотрен вопрос обеспечения проекта «Восток Ойл» материально-техническими ресурсами. Как отметили в «Роснефти», компания получила позитивный отклик от участников мероприятия.

Учитывая текущий тренд на экологичность и климатические цели по достижению углеродной нейтральности, такие проекты, как «Восток Ойл», будут играть важную роль в поставках «экологичной» нефти, сказала управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. В условиях ужесточения законодательства ЕС, которое ограничивает деятельность нефтегазовых компаний в регионе, конкурентоспособность российской нефти может вырасти многократно, считает эксперт.

«Ресурсный потенциал проекта «Восток Ойл», высокое качество нефти и его экономическая модель делают проект одним из наиболее привлекательных объектов для инвестирования в мировой энергетической отрасли, что подтверждается высоким интересом к нему крупных мировых компаний и оценками ведущих инвестиционных банков. Проект, безусловно, представляет интерес для компаний, специализирующихся на поставках сырья, трейдинге и логистике, имеющих разветвленную клиентскую базу и каналы сбыта по всему миру и учитывающих будущую потребность поставок «зеленой» нефти», — заявлял главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин.

Локомотив развития

Преимущества «Восток Ойла» уже не раз были отмечены как российскими, так и иностранными инвестбанкирами. Важным фактором этой привлекательности является то, что создана уникальная устойчивая экономическая модель проекта. «Роснефть» уже получила заключения ведущих международных экспертов, подтверждающие ресурсную базу, технологии разработки и экономику проекта.

Проект сыграл значительную роль в переоценке стоимости «Роснефти». Американский Goldman Sachs уже окрестил его «магнитом для инвесторов». По мнению инвестбанка, «чистая приведенная стоимость проекта может достигнуть 75 млрд долларов».

В опубликованном в 2020 году отчете Merrill Lynch аналитики Карен Костанян и Екатерина Смык присвоили «Восток Ойлу» статус локомотива развития «Роснефти». «Проект представляет собой основной источник потенциального роста для НК «Роснефть», — сообщили аналитики.

При благоприятной рыночной конъюнктуре и снижении рисков стоимость проекта может превысить 100 млрд долларов, считают аналитики Bank of America. При учете СПГ общая оценка по проекту может возрасти до 115-120 млрд долларов. Банк J.P. Morgan оценивает проект в 127 млрд долларов, в том числе 26 млрд долларов — СПГ-часть проекта. По мнению аналитиков KPMG, положительный эффект от проектных инвестиций может составить 30 трлн рублей на 15 лет.

«Роснефть» — наш главный фаворит», — подчеркивается в отчете J.P. Morgan. Аналитики также связывают долгосрочные перспективы развития компании с «Восток Ойлом». «Создание новой нефтегазовой провинции на Таймыре обещает стать флагманским проектом не только для «Роснефти», но и для мировой нефтяной отрасли», — отмечают они.

«По масштабам этот проект можно сравнить разве что с советским освоением Самотлора, самого крупного нефтяного месторождения России. Тот проект, по сути, изменил лицо советского ТЭК на многие годы вперед. Если в 1965 году Западная Сибирь давала 1 млн тонн добычи, то уже через 10 лет — 148 млн тонн, что позволило СССР стать одним из лидеров международного рынка углеводородов. По плану «Роснефти», добыча на проекте достигнет 100 млн тонн к 2030 году», — сказал Сергей Суверов из «Арикапитала».

По его словам, в условиях кризиса инвестиционные банки стали осторожнее относиться к обещаниям и «бумажным» планам. «Восток Ойл» же уже реализуется. Компания приступила к полномасштабной реализации проекта еще в 2020 году.

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков считает, что из расчета сегодняшних цен на нефть чистая стоимость проекта составляет примерно 75-90 млрд долларов. Причем эти расчеты приведены без учета запасов газа, которые оцениваются еще в 20 млрд долларов дополнительной стоимости. «И без учета грядущего восстановления спроса на углеводороды с неизбежным ростом цен, что в перспективе должно обеспечить инвесторам премию не менее 30%», — добавил он.

Участники проекта

При заключении новой сделки по «Восток Ойлу» Игорь Сечин заявил: «Соглашение основано на нашем успешном многолетнем сотрудничестве с компаниями Vitol и Mercantile & Maritime: При этом компания и дальше намерена укреплять сотрудничество с Vitol и Mercantile & Maritime, в том числе,в рамках проекта «Восток Ойл».

Швейцарско-нидерландская Vitol является крупнейшим в мире сырьевым трейдером, который ежедневно торгует около 7 млн баррелей нефти. Mercantile & Maritime специализируется на физической торговле нефтью и газом, транспортировке и логистике нефти. Обе компании — важные участники мирового энергорынка.

Стоит напомнить, что Vitol и Mercantil & Maritime не первые компании, присоединившиеся к проекту. В конце 2020 года 10-процентную долю в «Восток Ойле» приобрел другой крупный международный трейдер — Trafigura.

Глава этой компании Джереми Вейр в рамках прошедшего Петербургского международного экономического форума заявил: «Мы, в компании Trafigura, гордимся и считаем за честь участвовать в нем (проекте «Восток Ойл». — «Труд»)». «Восток Ойл» уже производит с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом высококачественную нефть, которая будет пользоваться спросом еще долгие годы. «Роснефть» планирует сократить углеродный след, и это, безусловно, будет гарантировать спрос на продукцию «Восток Ойла», — отметил руководитель Trafigura.

Уже после сделки с Trafigura многие эксперты прогнозировали, что это только первый шаг на пути к другим подобным партнерствам в рамках проекта «Восток Ойл». Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что «Роснефть», вероятно, оставит себе чуть более 50% в проекте. Дальнейшая продажа долей будет зависеть от предложений партнеров, отмечает аналитик. Между тем в феврале первый вице-президент компании Дидье Касимиро заявил, что «Роснефть» продолжает работу с международными партнерами по вхождению в «Восток Ойл» и компания планирует сохранить за собой контрольную долю в проекте.

«Ведущие мировые трейдеры как никто чувствуют конъюнктуру рынка, — прокомментировал соглашение инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Это чутье позволяет им предугадывать, какой товар будет наиболее востребован в будущем, и делать правильные ставки. Очевидно, что иллюзорные планы по развитию возобновляемых источников и связанное с ними катастрофическое снижение инвестиций в традиционную энергетику приведет к дефициту на нефтяном рынке, а «зеленые» баррели «Восток Ойла» станут не просто востребованным товаром — это будет эксклюзивный товар с колоссальной добавочной стоимостью».

Оценка рынка

В целом инвестиционное сообщество позитивно оценило данную сделку. Аналитики отмечают, что этот шаг еще раз подтверждает важность данного проекта и укрепляет его роль как ключевого драйвера роста «Роснефти». Вхождение в проект еще одного крупного трейдера, по мнению аналитиков, позволит проекту «Восток Ойл» использовать все свои преимущества и в перспективе повысит оценку проекта.

Citibank назвал продажу 5-процентной доли консорциуму трейдеров «еще одной вехой в реализации проекта, который продолжает набирать обороты». «В то время как мейджоры продолжают сдерживать инвестиции в этом году, стратегия «Роснефти» твердо основана на долгосрочном росте нефти с возвратом капвложений до допандемийного уровня, и «Восток Ойл» находится в центре этой стратегии. При поддержке богатой ресурсной базы проект может стать мировым нефтяным гигантом и увеличить добычу нефти «Роснефти» до более 5,3 млн баррелей в сутки к концу десятилетия. Для трейдеров проект дает доступ к легкой малосернистой нефти, добываемой рядом с Северным морским путем и имеющей хорошие перспективы для экспорта на ключевые азиатские рынки», — говорится в отчете.

«Мы полагаем, что объявление о продаже новой доли в проекте «Восток Ойл» является позитивным событием для акций «Роснефти», так как оно иллюстрирует, что экономика проекта привлекательна для покупателей», — сказали в J.P. Morgan. Инвестбанкиры оценивают сделку, отталкиваясь от аналогичной сделки с Trafigura, то есть на уровне около 4,25 млрд долларов.

«Мы подтверждаем нашу уверенность, что проект «Восток Ойл» движется вперед, но при этом еще в малой доле учитывается в оценке «Роснефти». Более того, мы видим стратегические основания для Индии, Китая, Катара присоединиться к проекту, что еще больше улучшит отношение инвесторов к компании», — считают в J.P. Morgan.

«Ренессанс Капитал» называет свою оценку проекта «Восток Ойл» на уровне 72 млрд долларов консервативной и не исключает дальнейший рост стоимости в процессе продажи оставшейся доли (34%) и получения результатов геолого-разведочных работ. «Данный проект, на наш взгляд, укрепляет позиции «Роснефти» как ведущей нефтедобывающей компании России, а также соответствие ее стратегии развития государственным приоритетам», — считают аналитики.

В Sova Capital видят в сделке сильный катализатор роста акций «Роснефти». По мнению аналитиков компании, на фоне предыдущей сумма данной сделки должна составить 3,5 млрд евро. Аналитики Райффайзенбанка также отмечают положительный эффект для акций «Роснефти» от данной сделки и считают, что «получение денежных средств за долю в проекте, как это было в сделке с Trafigura, улучшит ликвидную позицию «Роснефти».