ШПИОНОВ ОТ "КУРСКА" ОТГОНЯЮТ КАК МУХ

В точке, где продолжаются работы по подъему затонувшей в прошлом году атомной подводной лодки

В точке, где продолжаются работы по подъему затонувшей в прошлом году атомной подводной лодки "Курск", сегодня тесно. Над погибшим крейсером на якорях стоят семь кораблей и судов Северного флота во главе с большим противолодочным кораблем "Североморск", на котором работает штаб операции. Рядом - разведывательные корабли Норвегии, почти год неотлучно наблюдающие за районом гибели российской атомной подлодки. Тут же - теплоход "Клавдия Еланская" с полутора сотнями наших и зарубежных журналистов на борту. Но в центре событий - голландское судно "Майо". Вчера с него началось управление размывом грунта вокруг искореженной взрывом носовой части "Курска". Для этого водолазы пока не потребовались, все сделает установленная на дне специальная робототехника.
Судя по всему, этот этап не потребует много времени. По свидетельству ученых геленджикского научно-исследовательского института "Океангеофизика", только что вернувшихся с Баренцева моря, вопреки опасениям спасателей, корпус "Курска" практически не заилился и не ушел в грунт. Это установлено с помощью единственного в России уникального отечественного телеуправляемого подводного аппарата РТМ-500, созданного в "Океангеофизике". Одновременно выяснилось, что ни неразорвавшихся торпед, ни их взрывоопасных фрагментов на дне вокруг "Курска" нет. Значит, меньше опасностей ожидает водолазов тогда, когда без их помощи будет не обойтись.
А водолазы готовятся к погружениям, запланированным на 19 июля. К этому дню, как предполагается, размыв грунта будет завершен и настанет пора резать в корпусе атомохода технологические отверстия для заведения специальных зацепов. Дело это возможно поручить только самым опытным глубоководникам, ведь работа предстоит ювелирная: нельзя нарушить целостность шпангоутов прочного корпуса крейсера. Иначе никто не возьмется гарантировать, что гигантская подводная лодка не разломится при отрыве от грунта.
Словом, несмотря на тщательность подготовки, предстоящая уникальная спасательная операция может таить в себе и немало опасностей. Поэтому вполне естественные интерес и обеспокоенность ходом работ по подъему "Курска" проявляют сегодня во всем мире. Но вчера стало очевидным то, о чем можно было только догадываться. Пристальное внимание лежащему на дне Баренцева моря российскому атомному подводному крейсеру все эти месяцы уделяют и иностранные разведки. Командующий морской авиацией РФ генерал-лейтенант Иван Федин признал, что на протяжении миновавших со дня катастрофы одиннадцати месяцев летчики Северного флота не раз обнаруживали "некие подводные объекты, пытавшиеся проникнуть в этот район". Генерал пояснил, что под таинственными "подводными объектами" можно подразумевать не только подводные лодки, но и батискафы неизвестной национальной принадлежности. Однако авиаторы считают, что есть стопроцентная уверенность безуспешности этих попыток. К тому же вовсе не лишним теперь представляются профилактические стрельбы глубинными бомбами, которые регулярно проводили безотлучно охранявшие район гибели "Курска" боевые корабли Северного флота.