10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЧЕМУ НАМ НАДО СПЕШИТЬ?

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 18 Июля 2001г.
Острые политические баталии по проектам Земельного и Трудового кодексов в последние недели работы думской сессии убедительно подтвердили существенное ослабление позиций антиреформаторского крыла парламента. В отчаянных попытках сохранить свой политический вес "вечно вчерашние" пошли на довольно резкое обострение ситуации. Дело дошло до потасовки в зале заседаний, активно шли в ход страшилки об "ужасающих" последствиях "распродажи страны" и т.д.

Нажимая на действительно тяжелое материальное положение населения, "левые" вывели 5 июля на улицу толпу "заведенных" целенаправленной пропагандой активистов (по некоторым оценкам, не менее трех тысяч человек), самые распаленные из которых начали драку с охранниками депутата у входа в здание нижней палаты парламента...
Омоновцам не сразу удалось оттеснить толпу от входа, очистить проезжую часть и восстановить порядок. В минувшую субботу, 14 июля, толпа, правда, в меньшем составе, вновь собралась (естественно, с красными флагами) на Охотном Ряду. На этот раз рукопашной не было, ограничились шумовым оформлением и плакатами. Но все эти демарши не достигли цели: крайне левой оппозиции не удалось остановить прохождение реформаторских законопроектов через Думу.
"Буза" у стен российского парламента не нашла поддержки в обществе. Стало ясно: попытки левых вернуться к печально известным временам нецивилизованной, непримиримой (с обеих, впрочем, сторон) конфронтации части высшего законодательного органа с правительством, президентом нынче обречены на провал. Ибо, как показало минувшее десятилетие, ветви власти должны не воевать, дестабилизируя ситуацию в стране, а совместными усилиями способствовать возрождению эффективного, российского государства, развитию экономики и социальной сферы, реальной защите прав и запросов людей труда.
В этой связи судьба последнего пакета законопроектов, представленных в Думу на весеннюю сессию президентом и правительством, имеет для Владимира Путина (и, значит, для страны) особое значение. Речь идет не только об авторитете главы государства, его взаимодействии с парламентом, но и о не менее принципиальном моменте: готовности законодателей после долгих лет бесконечных обсуждений дать зеленый свет по-настоящему рыночным преобразованиям в экономике, без чего невозможно перейти к эффективно функционирующему хозяйству. Это своеобразный Рубикон: или идем вперед, или продолжаем топтаться на месте. Первые шаги к этому рубежу сделаны, несмотря на определенное сопротивление.
Не только левые, но и ряд других депутатов призывали президента не спешить, не настаивать на быстрейшем принятии либеральных законопроектов, обсудить их еще раз на осенней сессии, а возможно, и в 2002 году. Однако в том и острота ситуации, что запаса времени у нас не осталось (его "съели" предыдущие годы "проб и ошибок"), надо действовать быстро и решительно. Казалось бы, тезис о необходимости ускорения в работе над принципиальными законопроектами звучит в нынешних относительно спокойных условиях не очень уместно. В экономике, если судить по абсолютным цифрам, наблюдается положительная динамика, реальные доходы населения растут, так что повода для особого беспокойства вроде бы нет. Но это не так.
На самом деле оптимистическая картина не должна успокаивать, ибо сегодняшнее благополучие поддерживается в немалой степени высокими мировыми ценами на нефть. А это - зыбкий фундамент. Если "черное золото" на мировых рынках резко подешевеет, экономика России вновь может оказаться в очень трудном положении. Ибо многие предприятия по-прежнему выпускают неконкурентоспособную продукцию, оснащены старым, изношенным оборудованием. Банковская сфера не является финансовым движителем российского хозяйства. В мучительной борьбе с бесчисленными трудностями пытается выживать не ставший основой экономики малый бизнес. Подобные примеры можно продолжить.
Но главное - у нас так и не создан привлекательный инвестиционный климат, нет нормальной рыночной среды. Ее и не будет без решительной дебюрократизации экономики, защиты частной собственности, благоприятных условий для развития бизнеса (в том числе и малого), ограждения его от криминалитета и коррупции. Мы ушли от плановой экономики, но не пришли к рыночной. И вот сейчас серьезными шагами на пути к рынку должно стать принятие Земельного и Трудового кодексов, проведение налоговой, пенсионной, судебной реформы, упрощение регистрации новых фирм... Все это нельзя откладывать на потом, потому что даже сейчас, при высоких ценах на нефть, темпы роста нашей экономики стали замедляться. А дальше, если упустим время, нас вообще может ждать тупик.
Наиболее наглядно процессы торможения видны при анализе индекса интенсивности промышленного производства. Этот показатель дает наиболее объективную картину, так как при сравнении объема выпускаемой в разные месяцы продукции исключаются сезонные колебания и разница в количестве рабочих дней. По расчетам Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, очередное абсолютное снижение интенсивности производства произошло в мае 2001 года. По сравнению с апрелем индекс уменьшился на 0,4 процента. Похожая ситуация была и в октябре, ноябре, декабре прошлого года. Вообще, с лета прошлого года наблюдается общая тенденция замедления темпов роста, о чем свидетельствует таблица, предоставленная Центром экономической конъюнктуры:
Изменение интенсивности промышленного производства
с июля 2000 года
по май 2001-го (в процентах
к предыдущему месяцу)
2000 год
июль - рост на 0,9%
август - на 0,7%
сентябрь - на 0,4%
октябрь - снижение на 0,1%
ноябрь - снижение на 0,4%
декабрь - снижение на 0,3%
2001 год
январь - рост на 0,2 %
февраль - на 0,6%
март - на 0,6%
апрель - на 0,2%
май - снижение на 0,4%
Наибольший спад интенсивности производства наблюдался в мае в машиностроении и металлообработке ( снижение на 4,2 процента по сравнению с апрелем) и в нефтеперерабатывающей промышленности ( снижение на 2 процента). В этих отраслях уменьшение индекса отмечалось и в апреле по сравнению с мартом. Сократилось среднесуточное производство грузовых автомобилей, фургонов, автоцистерн, цветных телевизоров, телефонных кабелей, компрессоров, автогрейдеров, тракторов, зерноуборочных комбайнов, мотоциклов, бензина, дизельного топлива, смазочных масел...
В целом индекс интенсивности промышленного производства (235 важнейших видов продукции) уменьшился с января 1993 по май 2001 года на 33 процента - тревожная тенденция. Если в ближайшем будущем в России не будет создана нормальная рыночная среда, которая привлечет капиталы и даст долгосрочный, устойчивый импульс развитию экономики, то ситуация может стать тяжелой. Через 2-3 года, когда ухудшится коньюнктура на мировых нефтяных рынках и одновременно начнется массовое выбытие изношенных основных фондов, реформы нам уже станут не по силам. Так что упреки некоторых депутатов, что, мол, зря президент настаивал на скорейшем принятии пакета реформаторских законопроектов именно на весенней сессии парламента, безосновательны. И очень хорошо, что противники потерпели поражение.
Последние события укрепили авторитет Владимира Путина. Этому, на мой взгляд, способствовало и существенное изменение концепции предстоящей реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Напомню: вначале предполагался форсированный переход всего населения на 100-процентную оплату услуг ЖКХ. И хотя немало говорилось о предоставлении субсидий малоимущим, реформа в жестком варианте могла привести к очень тяжелым социальным последствиям. Увеличение доли расходов на коммунальные услуги до 22 процентов всех доходов семьи (сегодня в среднем по стране этот показатель составляет, по некоторым оценкам, менее 10 процентов) нанесет тяжелый финансовый удар по гражданам с доходами, которые у нас считаются "средними". Между тем именно в этой группе населения В.Путин пользуется наибольшей поддержкой. Как показали весенние (2001 г.) социологические исследования ВЦИОМ, среди россиян со среднедушевыми доходами от 450 до 1150 рублей "полностью доверяют" и "скорее доверяют" главе государства 75 процентов опрошенных. А вот среди более состоятельных граждан этот показатель существенно ниже (хотя тоже высокий) - 67 процентов. В группе бедного населения "доверяющих" меньше - 63 процента.
Таким образом, шоковая коммунальная реформа могла превратить большую массу сторонников Путина в его противников. Для страны это был бы, разумеется, не лучший вариант. Хорошо, что мину замедленного действия удалось обезвредить (думаю, не без участия Кремля). На одном из недавних заседаний правительства Герман Греф заявил о совсем иной концепции реформы. Бюджетные дотации будут идти не предприятиям ЖКХ, а переводиться на индивидуальные счета граждан. И вообще чрезвычайно тяжелые для небогатого населения страны нововведения можно будет осуществить в полной мере только через 10-15 лет. Как видим, совсем другая песня. И это - еще один позитив для президента.
Жизнь в России после насыщенного бурными и хаотическими событиями десятилетия постепенно налаживается. Конечно, нам предстоит преодолеть еще немало трудностей, но отрадно, что от разговоров и обещаний, которых было так много в недалеком прошлом, нынешние власти переходят к конкретным делам. Президент достаточно уверенно (несмотря на прогнозы иных "доброжелателей" ведет государственный корабль, и это вселяет серьезные надежды.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников