ПОСЛЕДНИЙ СЮЖЕТ ПАЛЕХА

Мы пришли на улицу Баканова, потом отправились на улицу Зиновьева, а после оказались на улице Котухиных. Так в селе Палех увековечили имена замечательных мастеров, основавших знаменитый промысел лаковой миниатюры. Подлинное наслаждение получаешь от знакомства с работами волшебников кисти, которые выставлены в местном художественном музее. Сотни удивительных по красоте ларцев и коробочек. Лаковое покрытие местами от времени потрескалось, но остались утонченные формы, экспрессия красок, оригинальность замысла.

Вот созданная в 1935 году работа "Охрана урожая пионерами". Забравшись на вышку, школьники в красных галстуках зорко следят, чтобы никто не покушался на хлебные колосья. Казалось бы, типичная тема в духе социалистического реализма. Но всматриваешься в лица юных ленинцев - и видишь, что это ангелы в детском обличье. Колхозники же своими позами, взглядами чем-то напоминают евангельских апостолов. Хотя чему удивляться? Ведь те, кто расписывал в то время коробочки из папье-маше, раньше были иконописцами.
Издавна Палех считался одним из крупнейших центров иконописи, где творили известные мастера. Жили они с достатком, выполняя многочисленные заказы. Палехские иконы хранились даже у великого Гете. В начале позапрошлого века в селе проживали свыше 500 богомазов, как называли в старину тех, кто писал иконы. После революции все они оказались безработными, ибо запретили палешанам заниматься иконописью. Поэтому одни стали просто пахарями, другие ушли в города.
Осталось семеро самых упорных. В декабре 1924 года, на заре нэпа, они создали артель по росписи коробочек из папье-маше. В своей работе использовали те же художественные методы, что и при росписи икон, вот только изображали не святых, а сюжеты на русские пословицы, героев русских народных сказок, а позже и вовлеченных в соцстроительство современников. Потом в селе открылось училище, где готовили специалистов по лаковой миниатюре. Артель превратилась в мастерскую. Слава палехских мастеров загремела на весь мир. И кто из нас не мечтал иметь у себя хоть одну расписанную золотом и яичной темперой коробочку?
Сегодня мастерская закрыта, и здание пустует уже несколько лет. Мастера стали надомниками. Не так-то просто оказалось местным художникам, прежде полностью посвящавшим себя творчеству, приспособиться к рынку. Ведь сейчас им приходится думать не только о сюжетах и росписи миниатюр, но и как, где это продать, причем с выгодой для себя.
Спрос на работы Палеха в начале 90-х был очень высок. И многим мастерам казалось, что худсовет занижает стоимость выполняемых работ. А тут еще в Палех ринулись перекупщики, стали соблазнять мастеров деньгами за их ларцы и коробочки. Это и подстегнуло распад промысла. Некоторые художники уезжали из Палеха, надеясь в других местах заниматься росписью лаковых миниатюр. Но особых успехов никто из них не добился. Потому что, по признанию самих мастеров, нигде они не могут работать с таким вдохновением, как в Палехе. Наверное аура у этого села особенная.
Поначалу государство устранилось от контроля над реализацией изделий палехских мастеров. В результате создавшийся вакуум заполнили перекупщики, просто жулики, делающие бизнес на подделках. По оценкам знающих людей, сегодня в Палехе за год официально создается десять тысяч изделий лаковой миниатюры. Но при этом еще двадцать тысяч реализуется "налево", в обход худсовета.
Правда, недавно в Москве спохватились, появилось правительственное постановление "О регистрации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства". Познакомившись с документом, палехские мастера схватились за голову. Ведь каждый из них, как и подобает художнику, сам создает сюжеты для своих произведений, сам определяет методы разработки темы. Поэтому палехская лаковая миниатюра - это всегда уникальное произведение. И вот теперь, если следовать предписанной постановлением процедуре регистрации, палехские мастера должны представлять свою интеллектуальную собственность в виде четырех фотографий с каждой работы - сначала на оценку экспертного совета области, а затем в комиссию Минпромнауки и дожидаться присвоения ей регистрационного номера. Как это сделать, если художники-палешане выпускают тысячи изделий, а в самом Палехе даже нет фотоателье?
Самое удивительное, что до момента регистрации чиновниками изделия не могут считаться произведениями народных художественных промыслов - даже если их выполнили известные на весь мир мастера, лауреаты Государственной премии. Скорее всего, сам процесс экспертизы и "нумерации" растянется на месяцы, и все это время изделие будет пылиться на полке. Получается, что постановление, которое призвано оградить палехских мастеров от подделок и тем самым стать для них поддержкой, на самом деле превратилось в бюрократический барьер на пути создания и реализации изделий палехских мастеров. Художники будут просто вынуждены продавать "налево" продукцию, свои произведения, чтобы на умереть с голоду. В результате, опять же, выиграют не палехские мастера и государство, а перекупщики.