03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕАДЕКВАТНЫЕ ТАРИФЫ

Иванченко Александр
Опубликовано 01:01 18 Июля 2001г.
...Над Приморьем тучи ходят хмуро. Как будто и в самом деле чья-то злая воля выбрала этот прекрасный край в качестве полигона для рискованного эксперимента. Выживет или не выживет? Рванет или не рванет?Летишь на самолете поздним вечером и недоумеваешь.Куда подевалось былое многоцветье городов и поселков?Внизу - мгла. Безнадега!Похоже, что и этой зимой Дальний Восток опять будет замерзать. В Приморье и на Камчатке уже сейчас нехватает топлива.

Самое крупное предприятие энергетики края - Лучегорский топливно-энергетический комплекс. В него входят угольный разрез и Приморская ГРЭС. "ЛуТЭК", принадлежащий РАО "ЕЭС России", оказался в очень тяжелом положении. Хотя запасов угля здесь хватит лет на 300, уже не первый год Приморская ГРЭС ощущает недостаток топлива.
Причина известна - некомпетентное управление. Плюс техника на ладан дышит. Из пяти роторных экскаваторов три изношены на все сто процентов. Но заменить их нечем.
По мнению министра путей сообщения Российской Федерации Николая Аксененко, Дальнему Востоку и Забайкалью необходимо развивать собственную топливно-энергетическую базу. Это снизит их зависимость от поставок топлива из других регионов страны.
Скорейшее освоение Эльгинского угольного месторождения в Якутии позволит ликвидировать острый дефицит энергетического угля, обеспечить топливом все дальневосточные энергосистемы.
Пока же приходится доставлять топливо по железной дороге издалека. Средняя дальность перевозок каменного угля для Дальнего Востока - 1759 километров. Около 40 процентов завозится с расстояния трех тысяч километров. Золотой уголек получается!
И это при том, что средний размер железнодорожных тарифов при перевозке грузов на Дальний Восток был снижен. За доставку каменного угля - на 13 процентов, мазута и других нефтяных продуктов - на 8 процентов. В 2000 году дотации железных дорог региону составили 1,7 млрд. рублей.
И вот в этой сложнейшей обстановке местные энергетики, конечно же, не без ведома РАО "ЕЭС России", пошли на волевое повышение тарифов.
Особая "любовь" у них к железнодорожникам. С июня нынешнего года за один киловатт-час с них берут 70 копеек вместо 62,6 копейки. Очередной "подарочек" составил 11,8 процента! И такое повышение не в первый раз. Потери дороги от повышения цены для электротяги над среднеотпускным тарифом за 2000 год составили 10,2 млн. рублей. За пять месяцев 2001 года - почти шесть млн. рублей. Сегодня энерготарифы в Приморье - одни из самых высоких в России.
Казалось бы, раз уж избрали рыночный путь развития, не мешало бы установить партнерские отношения по западным моделям. Зарубежные энергетики, учитывая удельный вес железнодорожной отрасли в экономике, устанавливают ей соответствующую скидку. До 20 процентов. И это оправданно. Ведь "железка" - партнер постоянный, с большими и стабильными объемами грузовых и пассажирских перевозок. Надежный и платежеспособный партнер.
Так нет же! Чубайс постоянно напоминает о неизбежности повышения энерготарифов в стране. Сдерживание тарифов может привести к энергокризису, считает глава РАО "ЕЭС России". Высказывается он за опережающий рост тарифов на электроэнергию по сравнению с ростом цен в промышленности. Подчеркивает: "Я не политик, я бизнесмен".
В своих устремлениях он не одинок. После того как правительство Российской Федерации одобрило план реформирования электроэнергетики, специалисты подсчитали: в результате этой реформы цены на электричество вырастут в два с половиной и более раз от сегодняшнего уровня. А мы-то думали, что все это затевается ради потребителей и экономики страны в целом...
Развитие энергетики нельзя перекладывать на плечи рядовых людей. Чтобы изменить тариф, должен быть соответствующий рост доходов. К сожалению, тарифы на электричество для населения повысятся с 1 сентября на 20-50 процентов в зависимости от региона.
Содержание жилого фонда в Приморье обходится почти в три раза дороже, чем в центральной России. Следовательно, упадут реальные доходы населения. И здесь, и по всей стране.
Помните, в "Тихом Доне" Гришка Мелехов рассуждал: "Земли у нас, хоть заглонись"? В недавние времена и электричества у нас было океан-море, из которого по единой системе энергия переливалась в критические точки.
И вот пришли другие хозяева. Ввод новых энергетических мощностей по сравнению с 1990 годом к настоящему моменту сократился в четыре раза, а неиссякаемое море - обмелело...
Энергетическая отрасль по сути своей должна быть государствообразующей - такой же, как топливная, железнодорожная. Это вопрос национальной и социальной безопасности страны. В связи с этим любопытно сопоставить устремления нынешнего руководства энергетической и железнодорожной отраслей.
С 1998 года транспортная составляющая в конечной цене промышленной продукции снижена в два с лишним раза (!). В системе МПС России - самая низкая доходная ставка. Она в десятки раз ниже, чем в странах Европы, в 3,5 раза ниже, чем в Соединенных Штатах Америки, а пассажирские тарифы ниже индийских. И социальная ориентация в ходе реформы будет только усиливаться.
Что же касается менеджмента РАО "ЕЭС России", то складывается впечатление, что его интересует лишь прибыль. И пусть стонет провинция, пусть банкротятся предприятия. Где прибыль, там рука не дрогнет обесточить родильный дом, загасить доменную печь...
Однако, думается, все это до поры до времени. К примеру, президент Марий Эл Леонид Маркелов готов предъявить встречный счет. "Есть такое понятие: правопреемственность, - говорит он. - Я же принял долги своего предшественника, а они завладели такими компаниями - и не хотят платить. У нас претензий к энергетикам на 3 миллиарда рублей. Чебоксарская ГЭС стерла с карты республики целые поселки со всеми пахотными полями и лугами".
Как считает первый заместитель министра энергетики Российской Федерации И. Матлашов, дефицит топлива и диспаритет цен по отдельным его видам не позволяют удержать на приемлемом уровне тарифы на конкурентном рынке без серьезных социальных последствий.
И действительно, повышение тарифов на электроэнергию немедленно вызовет рост коммунальных платежей и потребительских цен на товары и услуги. При отсутствии механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения это неминуемо приведет к социальной напряженности и обострению политической обстановки.
Так есть ли приемлемый выход? Есть. Железнодорожники надеются на скорейшее создание единого тарифного органа. Он будет способствовать тому, чтобы тарифная политика не превращалась в волюнтаризм. Чтобы она была сбалансированной, отвечала не ведомственным интересам, а интересам государства. И это вполне вписывается в рыночную экономику. Нормальную, цивилизованную, а не дикую.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников