ВОЕННЫЙ ЗАВОД В ОСАДЕ

"Группе МДМ с помощью грязных технологий и сфабрикованных судебных исков незаконно удалось увести значительную часть акций нашего оборонного предприятия за рубеж. Более того, выплаченные нами деньги за эти акции с помощью нечистоплотных судей также оставлены в распоряжении группы МДМ. Таким образом, в заложниках у данной "террористической" группы и их пособников оказались не только 15 тысяч дегтяревцев, но и весь город Ковров с его оборонным и атомно-энергетическим потенциалом...В связи с тем что сегодня становится правилом осуществлять захват предприятий с помощью вооруженных охранных структур, мы будем вынуждены противодействовать адекватно, тем более что все для этого у нас имеется..."(Из открытого письма трудового коллектива Ковровского трижды орденоносного Завода имени В.А. Дегтярева руководителям России.)

СПРАВКА:
ОАО "ЗиД" - современное многопрофильное предприятие, входящее в состав Российского агентства по обычным вооружениям. Основная продукция завода - стрелково-пушечное и ракетное вооружение, оборудование для атомной энергетики, многие виды изделий гражданского назначения. Предприятие входит в число 200 крупнейших компаний России по объемам продаж.
Территорию завода - около трех квадратных километров - даже по периметру обойти непросто. Чтобы показать свое хозяйство - систему укреплений и сигнализации по охране предприятия, - заместителю генерального директора по безопасности, режиму и охране Владимиру Горячеву пришлось вызывать автомобиль.
"Граница" и впрямь впечатляет. Кроме колючей проволоки, трехметровые стены оборудованы звуковой сигнализацией и электронным контрольным лучом. Вдоль стен, как на настоящей государственной границе, проходит контрольная полоса, по которой регулярно курсируют проводники с собаками.
- К чему все эти предосторожности? - удивляюсь я. - Неужели и в самом деле кто-то рискнет напасть на оборонный завод?
- Такие случаи, если вы помните, уже были и в Петербурге, и в других регионах. Да и к нам месяца четыре назад наведывался десант разведчиков из московского МДМ-банка. Прошлись по периметру завода, интересовались у местных жителей, как, минуя охрану, можно проникнуть на предприятие. Вот мы на всякий случай и приняли надлежащие меры - даже женщин-охранниц поменяли на мужчин... Более того, в помощь охранникам на заводе из числа рабочих сформирован мобильный отряд быстрого реагирования.
- Неужели вооружаете добровольцев автоматами и пулеметами?
- Да нет, - улыбается мой собеседник. - Добровольцам хватит и саперных лопат...
Одним словом, старейшее оборонное предприятие на полном серьезе готовится к возможному конфликту. А что же, собственно, случилось? Почему военный завод оказался в осаде?
Рассказывает генеральный директор ОАО "Завод имени Дегтярева" Александр Тменов.
- Оказавшись в тяжелой ситуации, 10 декабря 2001 года завод был вынужден заключить кредитный договор с АКБ "МДМ-банк" на сумму 25 миллионов долларов США. В обеспечение возврата полученного кредита в залог партнерам был передан контрольный пакет акций предприятия.
Позднее мне удалось договориться с руководством "Газпромбанка" о перекредитовании, и 30 апреля 2002 года на ссудный счет МДМ-банка им было перечислено 25 миллионов долларов с выплатой всех причитающихся по договору процентов за пользование кредитом. Операционист МДМ-банка Т.Алексеева приняла платеж, сделав соответствующую отметку в документах.
Вот тут-то и стал разворачиваться настоящий детектив, густо сдобренный мошенничеством. Стремясь удержать контрольный пакет акций высокоприбыльного предприятия, московские партнеры пускаются во все тяжкие. 8 мая прошлого года в ОАО "ЗиД" приходит по факсу сообщение о том, что платеж "МДМ-банк" не может принять, поскольку ранее в банк поступил исполнительный лист, блокирующий любые операции по исполнению кредитного договора. Наложение ареста на эти операции было вынесено Пресненским межмуниципальным судом города Москвы в обеспечение жалобы некой жительницы Коврова З.Д. Акимовой.
Распутать загадочный клубок оказалось непросто, но все же удалось. И доверенность московского адвоката, действовавшего в суде якобы по поручению руководства завода, и сама жалоба акционера ЗиДа оказались фальшивыми. Ковровчанка Акимова на самом деле никуда с заявлением не обращалась, и подпись ее под состряпанным документом оказалась липовой. Об этом она прямо написала в заявлении Пресненскому суду: "Прошу прекратить производство по гражданскому делу в отношении АКБ "МДМ" и Завода имени Дегтярева в связи с тем, что заявления я не подавала. Акционером ЗиДа я не являюсь с 1996 года. Заявление сфальсифицировано неизвестными мне лицами, подпись там не моя".
Между тем заявление-фальшивка было состряпано аж на пяти листах с безупречными юридическими ссылками на нормы законодательства и указанием номера кредитного договора, который, кстати, был известен лишь очень узкому кругу лиц, работавших с документом.
Поскольку подлог удалось разоблачить и гражданское судопроизводство по иску Акимовой было прекращено, злополучный исполнительный лист был тотчас аннулирован. Но 25 миллионов долларов по-прежнему остались под арестом, поскольку, пока шли суд да дело, подоспел новый исполнительный лист, блокирующий счет. На этот раз в качестве истца, посчитавшего, что кредитный договор заключен с нарушением законодательства, выступил уроженец и житель Саратовской области некто Бургасов Ю.З., который, как это ни странно, обратился с жалобой почему-то в Рыбнинский районный суд Рязанской области. Человеку, по сути, просто с улицы почему-то известен даже номер валютного счета завода, который, как известно, держится в секрете. Однако специалисты установили многозначительную деталь: поручением ДЕПО N 001903П2 от 6 мая 2002 года Бургасов приобрел 10 акций ЗиДа стоимостью 1 рубль каждая не где-нибудь, а в МДМ-банке!
Ну не чудеса ли? Получается, Бургасов 6 мая получает в Москве акции, в этот же день обращается с иском в один из районных судов Рязанской области, и тот без всяких проволочек в тот же день выносит определение и выдает исполнительный лист.
А завод несет огромные убытки. Судите сами. По первому заявлению потеряно 11 миллионов 266 тысяч рублей (банковские проценты, командировочные расходы, телефонные переговоры...). Ежедневные убытки предприятия составляют порядка 21 тысячи долларов США. При этом нашими московскими партнерами грубо нарушаются банковские правила, свой банк они используют как инструмент поглощения крупного оборонного предприятия.
Крупнейшему государственному оборонному предприятию грозит беда. Завод является монополистом в производстве таких видов вооружения и техники, как пушки на МИГах, зенитные и противотанковые ракеты. А в ближайших планах МДМ - мне об этом лично говорили его руководители - в короткие сроки выжать из завода все, на что он способен, положить прибыли в свои сейфы, а сам завод расчленить на четыре части и распродать. Обороноспособности страны будет нанесен непоправимый ущерб, а наша армия вообще может лишиться отдельных видов вооружений.
В этой ситуации мы неоднократно обращались во все высшие государственные инстанции: защитите оборонку от развала! Государство же обязано защищать свои интересы активно, наступательно, а не занимать позицию стороннего наблюдателя. На заводе верят в то, что оно способно защитить свои интересы в оборонном комплексе. Но чем черт не шутит? - пока идут судебные разбирательства, наши партнеры могут попытаться и силой захватить предприятие. Но в таком случае защищать завод мы готовы своими силами.