"ПРОБЛЕМУ БЕДНЫХ В РОССИИ РЕШИТЬ МОЖНО. ВОЛЯ НУЖНА"

За годы реформ российское общество резко расслоилось по имущественному признаку. Бедные стали еще беднее, богатые - еще богаче. Можно ли предотвратить раскол России "на две страны" - нищих и нуворишей? Об этом мы беседуем с вице-спикером Государственной Думы Владимиром ЖИРИНОВСКИМ.

- Владимир Вольфович, вы считаете, что Государственная Дума что-то реально делает для защиты интересов малоимущих граждан?
- Делает! И не что-то, а многое. Хотя ситуация в стране такая, что, сколько не принимай хороших законов, выправить ее быстро не удастся. Слишком много ошибок совершено за последние десять-двенадцать лет. Перечислю вкратце, какие законы Думе удалось принять: избиратели должны знать о них. Например, был принят новый Трудовой кодекс, в который впервые введено положение о том, что минимальная заработная плата в стране должна быть не ниже прожиточного минимума. Заложены основы новой пенсионной системы. Приняты законы "Об обязательном пенсионном страховании", "О трудовых пенсиях", "О государственном пенсионном обеспечении". Пенсии будут рассчитываться по-новому, благосостояние пенсионеров постепенно увеличится. Те, кто продолжает работать, получают полную пенсию. Мы, кстати, добились повышения пенсий целым категориям пенсионеров: достигшим 80-летнего возраста, инвалидам 1-й группы, пенсионерам, получившим надбавку на трудоспособных иждивенцев. В общем, много сделано, но, чтобы избавить страну от нищеты, этого, конечно, недостаточно. Нынешняя власть решить проблему бедности не в состоянии.
- Почему?
- Воли не хватает. Реформы проводились не в интересах России и русских, а в интересах Запада и кучки олигархов. Возьмем, например, тех же пенсионеров. Какая для них проблема - одна из самых главных? Лекарства. Большинству российских пенсионеров лечиться просто не по карману. Наша партия сколько раз предлагала: введите государственную монополию на продажу и производство лекарственных препаратов. Тогда и цены на них расти не будут, и их качество можно будет контролировать. Олигархи не хотят. Потому что на производстве некачественных лекарств они делают деньги. Или возьмем тарифы на электроэнергию. Мы предлагаем: заморозьте их, полстраны не может платить по этим тарифам. Не хотят. Олигархи заинтересованы в высоких тарифах. Вот и мерзнет народ в сибирских городах.
- Не кажется ли вам, что меры, которые вы предлагаете, популистские?
- Те, кто обвиняет нашу партию в популизме, чаще всего сами ищут дешевой популярности. Наша программа вполне реальна и осуществима. Известно ли вам, что депутаты ЛДПР внесли на рассмотрение больше всех законопроектов, касающихся социальной сферы? Заметьте, депутаты от Либерально-демократической партии, а не от коммунистов, которые на самом деле уже давно беспокоятся не об интересах трудящихся, а о деньгах своих спонсоров.
- Как в таком случае вы предлагаете компенсировать потери бюджета от снижения энерготарифов?
- Надо просто лучше использовать возможности, которые есть у страны.
- Например...
- Наводить порядок. К примеру, при советской власти рыбное хозяйство страны давало государству доход в размере 6 млрд. долларов ежегодно. Сейчас в России - менее 3 миллиардов. Спрашивается, где вторая половина дохода? Ее присвоили себе всякие малые и большие "прихватизаторы" на местах. Если поставить дело по-государственному, то одна только рыбная отрасль может кормить всю Россию.
А торговля оружием? Мы должны активнее бороться за новые рынки сбыта оружия, не оглядываясь на Америку. А транзит грузов через нашу страну? Ведь мы в этой сфере теряем до 10 млрд. долларов в год. А природная рента? А доходы с внешней торговли? Нужно восстановить монополию на внешнюю торговлю. Природные богатства России должны обогащать не отдельных толстосумов, а весь народ. Словом, найти деньги на поддержку малоимущих можно - было бы желание.
- Да вы, Владимир Вольфович, левее левых: госкомпании, господдержка, госмонополии. Осталось заявить: национализация спасет Россию...
- Я бы сказал так: разумная национализация спасет Россию в сочетании с другими экономическими мерами. Я не призываю к большевистским методам. Упаси нас Боже от новых революций и комиссаров в кожанках. Прежде всего нужно отменить налогообложение малого бизнеса и снизить налоги со среднего.
Вообще если в чем-то и нужны радикальные меры, так это особенно в налоговой сфере. Скажем, установить пределы налоговых ставок: в сельском хозяйстве - 5 процентов, в строительстве - 10, в производственной сфере - 20, в торговле - 30, в сфере услуг - 40 процентов. Все остальные налоги отменить. Ведь сейчас предприниматель заполняет сотни листов отчетов. Переводятся тонны бумаги. Зачем? Чтобы кормить тучи чиновников. Кроме того, нужно провести широкую экономическую амнистию.
- И вывезенные капиталы вернутся в Россию?
- Уверен, вернутся. Сейчас инвесторы боятся вкладывать деньги в малый и средний бизнес. А причины две: высокие налоги и нет амнистии.
- То есть вы все-таки сторонник возрождения экономики рыночными методами.
- Безусловно. Мы за движение вперед, а не назад. Каким бы привлекательным ни казалось советское прошлое, вернуться туда невозможно. Мы смотрим в будущее. А что касается советского прошлого, то мы должны взять из него самое лучшее.
- Что вы считаете в нем позитивным?
- Прежде всего образование - лучшее в мире. Оно должно оставаться бесплатным. Образование и медицина не должны быть по карману только богатым. В чем советская практика еще является для нас примером, так это в отношении к старикам, ветеранам.
Вопросами помощи ветеранам наша партия много занимается.
Люди старшего поколения в результате грабительских реформ потеряли свои вклады в Сбербанке. Благодаря в том числе и усилиям ЛДПР средства на выплату компенсаций по вкладам Сбербанка гражданам Российской Федерации были увеличены с 12 миллиардов рублей в 2001 году до 20 миллиардов в этом.
- Демографическая ситуация в стране и сейчас не улучшается. Умираем чаще, чем рожаем.
- И это опять же объясняется бедностью. У нас в стране женщины боятся рожать. Почему? Боятся бедности. Вот если бы выдавали хотя бы по 30 тысяч рублей каждой матери за нового ребенка, глядишь, и из демографической ямы мы бы вылезли.
- Но где их взять, эти 30 тысяч... Бюджет худ.
- Я же сказал уже: воли нет, а не денег. Ее не хватает не только для борьбы с бедностью. И с преступностью тоже. Здесь я - за беспощадные меры. Народ эту решительность со стороны президента и правительства поддержал бы. Мы всегда предлагали самые суровые меры для обуздания криминала. Но одними только репрессивными акциями мафию не поборешь. Нужна забота о подрастающем поколении: поддерживать спорт, культуру. Надо ввести государственную монополию на производство и продажу алкоголя, табака.
- Государственная монополия на алкоголь и табак? Зачем?
- Чтобы можно было контролировать прежде всего качество. Ведь в стране в год умирают от алкогольного отравления десятки тысяч человек. Потери, сравнимые с фронтовыми!
Бедные у нас в стране те, кто слаб. Значит, надо вырастить такую молодежь, которая сможет содержать и самих себя, и близких. Это вопрос выживания государства. Если не примем срочных мер, скоро русских вообще не останется. У нас уже сейчас целые регионы в Сибири вымирают. Там, где стоял поселок, теперь дома с разбитыми стеклами и выбитыми дверями. Выехали люди. Я эти мрачные картины видел в поездках по стране. Поэтому каждый молодой человек должен быть готов взять на себя ответственность за судьбу страны, а государство должно ему в этом помогать. Но не тем, чтобы дать средства на пропитание, а тем, чтобы создать условия зарабатывания, при которых он становился бы состоятельным, богатым. И тогда проблема нуворишей и бедных не будет раскалывать страну.