ПРИЗРАК ЧИКАТИЛО

- Считается, что маньяк - это обычно муж-подкаблучник, воспитывавшийся строгой, деспотичной

- Считается, что маньяк - это обычно муж-подкаблучник, воспитывавшийся строгой, деспотичной матерью. Он подсознательно "мстит" всем женщинам на свете.
- К сожалению, это утверждение стало стереотипным, - говорит Андрей Ткаченко.- Хотя во многих случаях оно действительно верно (Чикатило тому подтверждение), но делать однозначные обобщения - ошибка. Среди маньяков много одиноких, ведущих замкнутый образ жизни мужчин, ограниченных в своих сексуальных связях и испытывающих трудности со своей половой идентификацией. Несомненно только одно - это болезнь. Результаты расстройства сексуального влечения столь ужасны, что сами же преступники нередко понимают, что больны. Более того, они ищут очередную жертву не для того, чтобы получить удовлетворение. Скорее, чтобы освободиться от огромного внутреннего напряжения, от дискомфорта, который несет с собой болезнь.
В своих последних исследованиях у лиц с сексуальной патологией мы определили нарушение в работе головного мозга, в результате которого человек утрачивает способность к сопереживанию. Маньяки иногда даже не различают одушевленные и неодушевленные предметы. Продолжают "общаться" с трупом, к примеру...
- Известно ли, с чего это все начинается?
- Будущие серийные убийцы и маньяки - это, как правило, тихие, серые, не обращающие на себя внимания мальчики. Они часто самые прилежные, дисциплинированные и послушные. Их внутренние нарушения внешне незаметны. Все яркие впечатления, все проблемы уходят внутрь, в мир фантазий. Часто это дети, унижаемые взрослыми и сверстниками, лишенные любви, ласки. Не говоря уже о тех, кто испытал сексуальное насилие и жестокое обращение. Взрослея, они, как правило, воспроизводят поведение, которому научились у окружающих людей. Признаками, настораживающими педагогов и родителей, могут быть жестокость по отношению к животным и к младшим, скрытность, нежелание идти на доверительный контакт...
- Можно ли установить патологии у детей и обезопасить общество от будущих монстров?
- Не все так просто. Допустим, мы установим патологию у сотни детей, но лишь одного из них она превратит в антисоциальное существо. Нельзя исключить того, что ребенок сублимирует свою агрессию, когда вырастет, скажем, в активную политическую деятельность или переключит свои фантазии в художественное творчество. Ведь если бы у Льюиса Кэрролла не было "особенных" сексуальных наклонностей, мы никогда не прочитали бы "Алису в Стране чудес". Каких именно - не отвечу, чтобы не бросить тень на вполне достойного человека... Но наблюдения, конечно, важны. Необходимо, чтобы родители фиксировали отклонения в развитии своих чад, прививали им способность к сочувствию, милосердие, уважение к женщине...
- Так что же все-таки делать обществу?
- Самому меняться. Поясню, что я имею в виду. Россия традиционно предпочитает жесткие, может быть, в чем-то даже жестокие образцы поведения - "настоящий мужчина", "крепкая рука" и т.д. Так у нас повелось. Примерно то же и в Америке. Неслучайно в США и у нас регистрируется наибольшее число преступлений на сексуальной почве. Ребенка загоняют в узкие коридоры стереотипов поведения. И, если мальчик не может по своей природе им соответствовать, он начинает заполнять "пустоты" агрессией. Рано или поздно она найдет выход.
- То есть получается, что там, где нормы воспитания мягче, сексуальных отклонений меньше?
- Несомненно. В Европе даже банальных изнасилований совершается значительно меньше. Другое дело, садизм как психическое отклонение именно в тоталитарных обществах хорошо "усваивается", находит выход в других формах: военизированных объединениях, милитаризации воспитания и так далее.
Маньяки - это люди, наиболее карикатурно усвоившие нормы общества. Они тупо следуют общепринятым шаблонам. "Послушность" Чикатило, к примеру, доходила до курьезов. В советский период он над каждой страной в политическом атласе прикалывал имя руководителя местной коммунистической партии, потому что был уверен в пришествие мировой революции и в том, что будет жить при коммунизме. Он каждое утро спешил в газетный ларек и скупал все периодические издания. Устраивал политинформации на своем заводе. Говорят, при этом преображался: из зажатого, скромного существа превращался в оратора с горящим взором.
А сексуальный маньяк Асратян после первых нападений на женщин, которые он совершал в юности, был признан невменяемым, прошел курс лечения. После чего совершил еще несколько нападений. На этот раз суд признал его вменяемым, он был осужден и отбыл наказание. В третий раз прошел экспертизу уже после нескольких убийств. Он говорил врачам: "Я все ваши системы прошел, зону - и что? Вы же знаете, что у меня патология, и я все равно остался с нею наедине. Понимаю, что я виноват, но у меня сновидения... Я не могу от них отделаться".
- Можно ли все-таки излечить подобных людей?
- Методики лечения существуют, но они до сих пор не востребованы. В психиатрических больницах на маньяках, как правило, держится все отделение: они работящи, очень аккуратны. Но отношение к ним настороженное. Весь мир идет по пути создания специализированных центров, где есть необходимое психофизиологическое оборудование. Подбирается квалифицированный персонал, включающий и психиатров, и психологов, и сексопатологов... Причем помогают там одновременно и потерпевшим, которые проходят через сильнейший стресс и тоже нуждаются в психокоррекции. Понимание "парности" проблемы привело к созданию особых программ, когда маньяки встречаются со своими жертвами и впервые видят перед собой не "объект влечения", а конкретного человека, которому доставили страдание. Потерпевшим же удается избавиться (по крайней мере, этого добиваются) от страха. Мы пытались реализовать программы психокоррекции расстройств в одной из московских психиатрических клиник. Жаль, из-за нехватки средств не смогли довести дело до конца.
- Но ведь такого рода осужденные снова могут выйти на "охоту" ?
- Безусловно. Там, где есть патология, - почти стопроцентная вероятность рецидива. Нужна помощь, чтобы человек справился со своими побуждениями. Поначалу, как правило, он осознает свои отклонения, в рассудке возникает борьба мотивов, но самостоятельно справиться с собой не может, нужна терапия. Если не помочь, человек постепенно свыкается с этими побуждениями и в конце концов совершает очередное преступление. Лечить, исследовать этих людей необходимо для нашей с вами безопасности. А для этого нужна и серьезная государственная поддержка.
{Bull}К 18,5 года лишения свободы приговорен судом Октябрьского района Новосибирска маньяк, совершивший более 50 нападений на женщин. 29-лений житель Омска высматривал своих жертв на улицах, следовал за ними и нападал в лифтах жилых домов.
* * *
{Bull}Столичные милиционеры обезвредили сексуального маньяка, который орудовал в Бирюлевском дендропарке с начала марта. Пока следствием доказано, что он изнасиловал трех женщин. Однако есть все основания предполагать, что жертв намного больше.
* * *
{Bull}В Екатеринбурге задержан сексуальный маньяк, совершивший по крайней мере восемь изнасилований. Последнее преступление - нападение на 25-летнюю преподавательницу вуза, возвращавшуюся вечером с работы. На крики и шум обратили внимание сотрудники службы безопасности одной из фирм. Оперативники установили, что 36-летний Валерий Миронов женат и является отцом полуторагодовалого ребенка.