ДОПРЫГАЛИСЬ...

Итак, третий день "дипломатической войны" между Москвой и Лондоном, а близкой развязкой не пахнет. И ладно бы носились холодные ветры где-нибудь в заоблачных политических высях. Но это тот случай, когда большая политика (или ее отсутствие) волнует простых россиян: как скандал аукнется на их личных планах?

Хотя Англия не значится первой в списке предпочтений российских туристов, ежегодно страну посещают свыше 200 тысяч наших соотечественников - а сейчас как раз самый пик сезона. Около четверти миллиона человек составляет сегодня русская диаспора в Великобритании, а количество школ, лагерей и языковых курсов, круглый год принимающих российских детей на берегах туманного Альбиона, зашкаливает за три сотни.
Получается, связи более чем тесные. Неужели придется все рвать? Сделать это легко - например, претворить в жизнь обещание министра иностранных дел Соединенного Королевства Дэвида Миллбэнда об изменении процесса выдачи виз россиянам.
Вчера британское посольство в Москве устами пресс-секретаря Анджума Нурани в самой решительной форме заявило нашей газете, что визовые строгости ни в коей мере не затронут интересы "простых граждан России" .
- Меры коснутся только тех заявок (на визу), которые поступят от российского правительства (имеются в виду все структуры власти. - ред.), - растолковал он нам по телефону. - Все остальные заявки - туристические, студенческие, транзитные - будут рассматриваться, как и прежде. Это сделано специально. Мы не хотим, чтобы были затронуты интересы обычных визитеров из России. Наблюдается существенный рост заявок на британские визы. И мы приветствуем настоящих путешественников, собирающихся в Великобританию.
- Означает ли сказанное, что вы составите "черный список" российских чиновников, которым будет заказана к вам дорога?
- Я не комментирую детали решения, но хочу подчеркнуть, что оно будет касаться только заявок на визу от представителей российской власти.
- То есть это коснется и сотрудников президентской администрации, а возможно, и самого президента Путина?
- Это коснется всех представителей российской власти.
Впрочем, российские туроператоры настроены не так оптимистично. По мнению Ирины Тюриной, пресс-секретаря Российского союза туриндустрии, в последнее время отмечается заметное увеличение сроков оформления документов в Великобританию: "Еще в апреле визу можно было оформить за два дня, сейчас же для этого требуется как минимум две недели, а то и месяц. Увеличилось количество отказов в получении визы.
При этом в консульстве зачастую дают прямо-таки смехотворные объяснения. Например, отказали в визе пенсионеру, которого заподозрили в том, что у того "не может быть необходимой суммы в валюте" на поездку. Или не разрешили въезд россиянину якобы из-за "некрепких связей с родиной" - у заявителя нет семьи.
При этом никакого значения не имеет, что люди уже неоднократно бывали в Великобритании, а от количества шенгенских виз в паспорте живого места не осталось. Кстати, массовые автобусные туры в Великобританию сведены к минимуму или совсем закрыты. Выезжающие в образовательные туры теперь получают визу только на три месяца, а не на шесть, как было совсем недавно. Связаны ли все эти изменения с "похолоданием" в отношениях с Лондоном? Скоро увидим".
Солидарен с Ириной Тюриной и Сергей Бузько - директор крупной туристской фирмы на Урале. По его мнению, и так процедура получения въездных виз в Англию более чем сложная: с человека требуют кучу справок. "Уж куда дальше усложнять! - заключает бизнесмен. - Хотя... Ну не попадут уральцы в сентябре на футбольный матч Великобритания - Россия, не посетят музей мадам Тюссо - никакой катастрофы ни для них, ни для турбизнеса не случится. Потеряет только английская казна. Ведь туризм в Великобританию не носит массового характера - как, скажем, в Турцию.
К слову, в 2006 году британское генеральное консульство в Екатеринбурге выдало россиянам почти 9 тысяч виз, в этом - с 1 января по 15 июля - 5571 визу.
Пока без проблем получили свои визы и москвичи - артисты Большого театра, отправляющиеся на днях с гастролями в Великобританию. Как сообщила нам руководитель пресс-службы Катерина Новикова, несмотря на опасения, никаких сложностей с получением виз не было - в понедельник артисты получили большую партию виз, оформление продолжается. На 29 и 30 июля назначены первые представления.
Более или менее оптимистично настроены и сотрудники Московского центра международных образовательных программ "Класс", долгие годы работающие в области образования за рубежом. По словам одного из руководителей проекта, сотни наших соотечественников - детей и взрослых - ежегодно стажируются в том числе и в Великобритании. "Поскольку мы не только готовим документы на учебу, но также занимаемся оформлением виз, бронированием и покупкой авиабилетов и трансферов, нам не безразлично, в каком состоянии находятся политические отношения между Москвой и Лондоном.
Пока мы не испытываем препятствий в нашей работе. Однако не исключено, что все может измениться в худшую сторону".
ВЗГЛЯД ИЗ ЛОНДОНА
Гордон Браун ни о чем не жалеет
В понедельник поздно вечером в корпункт "Труда" позвонила жена британского бизнесмена, работающего на совместном предприятии в Сибири и с истерической тревогой в голосе спросила: "Пустят ли ее теперь к мужу в отпуск?" "А почему бы и нет?" - удивился я. "Да, вам легко говорить, но ведь наши ужесточают визовый режим! Завтра собираюсь в посольство, не знаю, чего и ждать", - огорченно сказала женщина.
Волнуется и мама студента Гринвичского университета Бори. Должна ли она срочно переводить сына обратно в Москву? Не угрожает ли ему что-то в Лондоне? Как насчет русофобии британцев, о которой все время говорят российские официальные лица?
Утром я позвонил в Форин офис. "Мне трудно представить себе, как может нынешний дипломатический конфликт с Россией негативно отразиться на жизни рядовых британцев, - сказал "Труду" работник пресс-службы. - Меры, введенные Британией, касаются определенных аспектов дипломатических отношений. Для туризма, учебы, бизнеса - нет никаких препятствий".
Затем поехал в российское посольство и убедился, что все происходит, как обычно. Очередь за визами в консульский отдел стоит, как всегда, визы выдаются в обычном порядке...
Сотрудник пресс-отдела российского посольства Константин Шлыков не назвал мне имен дипломатов, которые должны будут покинуть страну. Однако сообщил, что все службы работают в штатном режиме, визы выдаются, как обычно. "Собственно говоря, меняться нечему, поскольку переговоры по упрощению визового режима между нашими странами находятся еще в начальной стадии, - сказал Шлыков, - так что пока все остается по-прежнему".
Вообще реакция британцев на вчерашнее заявление министра иностранных дел Дэвида Миллибэнда оказалась смешанной. Политические партии единодушно поддержали принятые меры. Майкл Мур, депутат парламента от либерально-демократической партии, третьей по величине в палате общин, сказал, что это был "довольно редкий в британской практике случай согласия между правительством и оппозицией". Говоря о причинах такой поддержки, Мур подчеркнул, что преступление, совершенное по отношению к Александру Литвиненко, было слишком серьезным, чтобы оставить его без внимания.
Но имея в виду запрет на выдачу, содержащийся в Российской Конституции, почему бы не согласиться на судебный процесс в Москве? Как сказал министр иностранных дел, "у Лондона нет уверенности в независимости российской политической системы".
А как насчет выдачи России Закаева и Березовского?
"Мы должны рассматривать каждый конкретный случай отдельно, - подчеркнул Мур. - Независимый британский суд изучал этот вопрос и пришел к выводу, что приведенная Россией аргументация неубедительна".
Свое отношение к "делу Лугового" высказал и премьер-министр Гордон Браун. Он заявил, что у него "нет никаких сожалений по поводу предпринятых мер". По словам Брауна, он надеется на то, что в мире поймут, что "мы не можем допустить, чтобы ситуация беззакония безнаказанно развивалась в Лондоне". "Если независимое юридическое расследование приходит к совершенно однозначному выводу, что это (выдача Лугового) в интересах справедливости, а с другой стороны мы не находим взаимопонимания, надо принимать меры", - заявил британский премьер.
Но есть и другие мнения. Газета "Индепендент" в редакционной статье сомневается в правильности принятых мер: "Обвиняя Россию в том, что она не хочет сотрудничать в расследовании "дела Литвиненко", не следует забывать, что Москва уже четыре года добивается экстрадиции Березовского и Закаева, а Британия отказывается сотрудничать с ней в этом вопросе. Кроме того, очевидно, что принятые меры никак не улучшат отношений между Западом и Россией. Газета напоминает, что они могут привести к ослаблению экономических связей между Европой и Россией, хотя "Лондон по-прежнему нуждается в русском газе, а Москва - в европейских инвестициях".
Представители лондонского Сити, финансового сердца британской столицы, пребывают в растерянности. Великобритания является одним из самых крупных инвесторов в российскую экономику. Особенно в ее энергетический сектор, куда в прошлом году вложено около шести миллиардов долларов. Кроме того, десятки российских компаний вышли в последние несколько лет на Лондонскую биржу, за счет чего собрали грандиозные суммы для своего развития. Если конфликт затронет экономику, то интересы обеих стран могут серьезно пострадать.
"Это было бы крайне нежелательным сценарием, - говорит аналитик финансовой компании "Борчестер" Стивен Уилли. - Британские компании "Бритиш петролеум" и "Шелл" уже испытали на себе жесткую руку Кремля. Их контракты с российскими партнерами были пересмотрены. Это, конечно же, оставило у Сити неприятный привкус. Однако бизнес пережил это недоразумение, сделав из него вывод, что Россия хочет работать с иностранцами, использовать их технологические достижения, выплачивать им дивиденды, но не готова предоставлять им контроль над своими предприятиями.
В соответствии с этим уроком британский бизнес скорректировал свои формы сотрудничества с Россией и двинулся вперед. Но если Кремль пойдет на новые ограничения, это повредит и российским, и британским бизнесменам".
Взгляд со стороны
Люк Хардинг, московский корреспондент газеты "Гардиан":
- Я думаю, что мы уже очутились в обстановке "холодной войны". Вернулись в 70-е годы, во времена Брежнева. Ожили взаимные подозрения, а доверие друг к другу улетучилось. Полагаю, ничего не изменится к лучшему по крайней мере до президентских выборов весной будущего года в России.
Сомневаюсь, что понесут потери участники торгово-экономических связей. Они слишком важны для обеих сторон: бизнес в России прибыльный, а Британия - крупнейший инвестор в российскую экономику. Однако политические контакты могут пострадать. Мы были свидетелями акций движения "Наши" вокруг британского посольства в Москве. И это может повториться. Возникли трудности у представительства Британского совета. Все это может негативно сказаться и на климате делового сотрудничества.
Я не вижу никакой возможности, что какая-либо из сторон "моргнет", то есть пойдет на попятную. В Кремле, на мой взгляд, преобладает воинственный дух. А на Даунинг-стрит - новый премьер-министр, который в большей степени, чем его предшественник Тони Блэр, рассматривает эту историю как вопрос "морали" и "принципа". Мой прогноз: понадобится время, прежде чем все уляжется.