20 сентября 2017г.
МОСКВА 
15...17°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 58.13   € 69.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО: "Я ТРИЖДЫ ПЕРЕУСТАНАВЛИВАЛ СВОЙ КОНЕЧНЫЙ ВОЗРАСТ"

Заозерская Анжелика
Статья «ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО: "Я ТРИЖДЫ ПЕРЕУСТАНАВЛИВАЛ СВОЙ КОНЕЧНЫЙ ВОЗРАСТ"»
из номера 131 за 18 Июля 2008г.
Опубликовано 01:01 18 Июля 2008г.
Знаменитому поэту Евгению Евтушенко сегодня исполняется 75 лет. Юбилей он будет праздновать согласно давней традиции - чтением стихов в Политехническом музее. Воспоминаниями о своей жизни поэт поделился с "Трудом"

- С Политехническим музеем связана ваша яркая и бурная молодость, взлет поэзии в стране. Тоскуете по тем временам, потому и празднуете свои дни рождения там, где впервые почувствовали вкус славы, ведь так?
- Первый поэтический вечер в Политехническом музее мы провели в 1954 году, когда еще никто не знал ни Беллу Ахмадуллину, ни Булата Окуджаву. В тот вечер Белла была не на сцене, а в толпе слушателей, Булат стал публиковаться позднее. А потом был вечер на площади Маяковского, на который собрались 40 тысяч человек. На сцену поднимались молодые люди, которые читали любимые стихи русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Хлебникова. Никогда не забуду, как милиционеры избили одного суворовца за то, что он читал поэму Маяковского "Облако в штанах". Этим блюстителям порядка показалось, что юноша читает эротические стихи собственного сочинения, тогда как это был Маяковский. К сожалению, то время массового поклонения поэзии продлилось очень недолго - всего три-четыре месяца, а потом, как мы знаем, наступили другие времена. Но это было так здорово, что хочется вернуть. Я заключил с Политехническим музеем договор о праздновании в его стенах своего дня рождения сроком на 25 лет, а наступающий день рождения по счету будет 15-м. Правда, в моей голове никак не укладывается, сколько лет я уже живу на белом свете.
- Вас смущает тот факт, что поэты в России не отличались долголетием, напротив, самые любимые - Пушкин, Лермонтов, Блок, Гумилев, Маяковский, Есенин - ушли слишком рано?
- Конечно, смущает! Я трижды устанавливал свой последний возраст жизни. У меня есть строки: "Жизнь, ты бьешь меня под вздох, но не уложить. До 73 собираюсь жить". Когда мой возраст стал подкрадываться к этой цифре, то я по просьбе читателей, изменил ее на "80", потом на "90", а совсем недавно замахнулся на 103 года. Здесь и попадание в рифму, и, что называется, практический умысел.
- На сколько лет вы сами себя ощущаете? Если принять во внимание два важных фактора в вашей жизни (первый - что вы до сих пор пишете стихи о любви и посвящаете их женщинам, а второй - ваш всегда веселый, жизнерадостный костюм, в котором собраны все цвета радуги), то в душе вы юноша?
- Я люблю цветные рубашки, яркие головные уборы, пестрые кошелечки (в последнее время коллекционирую африканские и латиноамериканские сумочки) с надеждой компенсировать свое военное, нищее и суровое детство. Ведь я вырос, видя перед собой цвет хаки, ватники заключенных и темно-серые рубахи. Теперь я жадно добираю те цвета, которые недодало мне голодное детство.
- Ваш брак с Беллой Ахмадуллиной сравнивали с союзом Анны Ахматовой и Николая Гумилева. В обоих случаях была любовь, взаимные посвящения и... громкий разрыв. Неужели, счастливая семья двух больших поэтов - утопия?
- Взаимоотношения между влюбленными, поэты они или нет, всегда индивидуальны и неповторимы. Но я сторонник того, что в разрыве всегда виноват мужчина, а не женщина. По крайней мере при каждом из своих разводов всю вину, причем без доли кокетства, я беру на себя. Для женщины, которая любит, не очень-то свойственно идти на разрыв с мужчиной. Ведь для нее любовь означает все, и она не хочет ничего другого. К счастью, все мои разводы происходили мирно, без взаимных обвинений и последующей вражды. С Беллой нам удалось остаться друзьями на многие годы.
- Писатель Юрий Нагибин в своем "Дневнике" рассказал, как уже его жена Белла Ахмадуллина нянчилась со своим бывшим мужем и всегда приходила на помощь к нему... то есть к вам, Евгений Александрович. Якобы она делала это еще и потому, что считала вас большим ребенком.
- Вдова Юрия Нагибина, на мой взгляд, поступила очень опрометчиво, дав разрешение на публикацию этого "Дневника". Что касается описания Юрием Нагибиным Беллы и, в частности, меня, то оно состоит из неправды. Я сам видел, какими влюбленными глазами смотрел Нагибин на Беллу, как был очарован ею, а в его "Дневнике" предстает совсем другая картина. Причем Нагибин сам на себя наговаривает, тогда как в жизни он не был таким уж злым и циничным человеком, каким пытается себя изобразить. Например, он пишет: "Я не понимаю, как такой чистый и широкий человек, как Женя Евтушенко, может дружить с таким поверхностным типом - Георгием Поженяном". Но я сам помню слезы в глазах Нагибина, когда Поженян читал свои стихи. Это были наброски Юры, возникшие под действием сиюминутного настроения, а посему они не должны были стать достоянием читателей.
- Вам обидно, когда читаете о себе нелицеприятные высказывания коллег по писательскому цеху, или вы пропускаете гадости мимо ушей?
- Когда ложь умышленная, то обижаюсь. Если говорить о воспоминаниях современников, то самую большую рану мне нанес Иосиф Бродский. Ни в одном интервью он не рассказал, что был досрочно освобожден из ссылки именно по моему письму. Бродский не посчитал нужным даже обмолвиться о том, что, когда я читал стихи "На смерть убитого Роберта Кеннеди", он был в восторге, более того, предложил всей нашей компании поехать вместе (а это было в 11 вечера) в американское посольство и расписаться в книге соболезнований, выражая тем самым скорбь по Роберту Кеннеди, что мы и сделали. Зато спустя 15 лет после этого случая, когда я приехал в Америку и стал устраиваться на работу в университет, Бродский написал письмо президенту этого университета, в котором рассказал, будто бы я в стихотворении "На смерть Роберта Кеннеди" осквернил американский флаг, и как доказательство привел оттуда цитату. Все же я склонен думать, что Бродский именно в первом случае, когда восхищался моим стихотворением и плакал, был искренним, а не когда пошел на ту подлость с письмом.
- Однако же вы много лет успешно преподаете в одном из американских университетов русскую литературу. Каково ваше отношение к современным американским ценностям?
- Что за манера - во всем обвинять Америку? Почитайте Островского, Достоевского и других русских классиков, описавших характеры наших дельцов и хищников, которые ради своего успеха, наживы и карьеры готовы перешагнуть через любого, даже через своих близких. На чем многие российские политики делали свою карьеру? Да на том, что предавали друзей и соратников! А тысячи комсомольцев, голосовавших против романа Пастернака "Доктор Живаго", хотя они даже не читали его? Это что, нас американцы научили так поступать? Не надо все сваливать на другие страны и народы. Увы, задолго до Америки в России возник культ успеха, который, по моему убеждению, не менее опасен культа личности. Культ успеха приводит к катастрофе конкретной личности и общества в целом. Достаточно посмотреть в бегающие глазки наших успешных соотечественников, в которых затаился страх, вызванный тем, что все нахапанное у них отнимут, чтобы понять: далеко не в начале 90-х годов в России стали шагать по трупам ради власти и денег, а гораздо раньше. Потому что этот страх - лишиться награбленного - у них в крови.
- На одном из своих выступлений перед читателями вы произнесли фразу: "Поэт - политик поневоле". Вы до сих пор продолжаете думать, что поэт в России не имеет права быть в стороне от большой политики - дамы, кстати, не всегда чистоплотной?
- Поневоле - да, но это не означает, что поэт должен идти в профессиональную политику. "Поневоле" - когда особого желания нет, но совесть заставляет. Если бы я не написал стихи "Танки идут по Праге в затканной крови рассвета", я бы сейчас с вами не разговаривал, потому что наложил бы на себя руки, не выдержав мук совести. Я по-прежнему считаю, что социализм - одна из прекраснейших идей человечества, которую мы под руководством своих политиков опошлили, даже изнасиловали. Я согласен с убеждением Андрея Дмитриевича Сахарова, что будущее человечества должно быть создано на основе всего того лучшего, что было изобретено и предложено за всю историю, включая идеи социализма и достижения капитализма. Но чтобы построить это будущее, нужна новая философия, которой пока нет даже в зародыше. Причем философии и философов нет не только в России, но и в Америке. Сегодня американцы отчаянно мечутся в поисках новой идеи, понимая, что их пресловутая американская мечта безнадежно устарела, что они переживают самый настоящий застой. Но выход всегда есть, просто нужно очень хотеть его найти.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?