НЕУДАЧЛИВАЯ "ДЕВА"

На прошлой неделе в массачусетском городке Глостер хоронили матроса траулера "Старбаунд" Джеймса Санфилиппо.

Тела двух его товарищей, утонувших вместе с судном, не нашли. Уцелел только шкипер, 35-летний Джозеф Маркантонио, который успел прыгнуть в воду и четыре часа на надувном плотике болтался на волнах, пока его не подобрал другой траулер. Еще ничего не доказано, еще далеко не закончено следствие, но все пальцы по эту сторону границы с Канадой указывают на танкер, зарегистрированный на Кипре, но принадлежащий ОАО "Приморское морское пароходство", как на виновника катастрофы.
Хроника этого ЧП, случившегося в 210 километрах от побережья штата Массачусетс, такова. Около часа ночи 5 августа при плохой погоде береговая охрана услышала сигнал SOS от "Старбаунда". Тут же был распечатан список кораблей, находившихся в радиусе 200 миль от гибнущего траулера. Американские власти утверждают, что ближе всех к месту гибели - всего в каких-нибудь 200 метрах - находился русский танкер "Вирго" ("Дева"). Зам. начальника береговой охраны Джон Корнет под присягой заявил, что "Вирго" не отреагировал на многочисленные попытки связаться с ним по спутниковому телефону и по рации.
И хотя в районе происшествия находилось не менее 30 других судов, вашингтонский федеральный суд с подачи прокуратуры счел имеющиеся данные достаточными для того, чтобы выдать ордера на арест капитана "Вирго" Владимира Иванова, второго помощника Дмитрия Богданова и вахтенного Михаила Герасименко. Не имея юрисдикции на канадской территории, американские власти уполномочили их действовать от имени канадцев: "Вирго" уже находился в порту Кам-Бай-Чанс на острове Ньюфаундленд, где должен был принять груз бензина.
Канадская полиция, осмотрев 180-метровый танкер, нашла на его корпусе длинные полосы зеленой краски, похожей на ту, что покрывала корпус "Старбаунда". Ее точный анализ еще предстоит. Танкер перегнали в порт Сент-Джонс и поставили на мертвый якорь для дальнейшего изучения. Трех русских моряков, названных в американских ордерах, арестовали, как сообщают, в аэропорту Сент-Джонса, когда они собирались улететь на родину. Представитель "Приморского морского пароходства" Кэри Дирнли заявила, что полиция сама ввела в заблуждение Иванова, Богданова и Герасименко, дав им понять, что они могут покинуть Канаду. А их адвокат Боб Симмонс сказал, что защита будет бороться против экстрадиции в США, "поскольку нет убедительных доказательств их вины", которую сами они отрицают.
Тем не менее обвинение им предъявлено. До суда россияне выпущены под залог в 10500 долларов каждый, загранпаспорта у них отобраны. Слушание назначено на 13 сентября, и если американцы к тому времени официально потребуют выдачи россиян, запрос, по мнению специалистов, будет удовлетворен так же, как сами США удовлетворили запрос Швейцарии о выдаче Павла Бородина. А компания "Атлантик маринер", которой принадлежал погибший траулер, вопреки непреложному канону: виновность устанавливается только судом, - уже вчинила иск приморскому пароходству на 1.5 миллиона долларов.
Трем россиянам предъявлено два обвинения: в халатном отношении к своим обязанностям и в непредумышленном убийстве. По первому им грозит до 10 лет тюрьмы, по второму - до 6. А неудачливая "Дева", как ожидается, после того как компания-ответчик внесет залог, снова отправится в путь только уже с другим капитаном.