09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ФОРМА МЕНЯЕТСЯ, А СУТЬ?

Кириллов Александр
Опубликовано 01:01 18 Августа 2001г.
После того, как в Казани обнаружили холерный вибрион, объявившийся в "спальном" районе Азино, туда прилетел главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. "Я прибыл к вам из разрушенного наводнением Ленска, но этот город чище вашего Азино", - не без изумления сказал он казанцам.

Газеты, телевидение, радио вторили ему. "Холера не могла не возникнуть в городе, сверх меры заваленном мусором, дикими свалками, с загаженными водоемами, сорными пляжами, - писал в те дни "Труд". - Поистине, пока холера не грянет, чиновник не перекрестится. Сейчас город в авральном порядке зачищается от многогодичного мусора, хлорируется вся поступающая в Казань вода, закрыты на затянувшийся "санитарный день" несколько рынков, штрафные санкции за нарушение санитарного законодательства наложены на 275 организаций, более 50 прикрыты вообще..."
Хочется спросить: а где же были городские власти, органы местного самоуправления, которые как раз и должны заниматься всеми этими рутинными проблемами, заботиться о населении, о людях, которые их выбрали себе в "начальники"? Ответ будет простым: по сути, нет в Татарстане этого самого местного самоуправления, ответственного перед жителями городов и районов.
Опять же сошлюсь на "Труд". Задолго до "холерного аврала", в начале этого года газета напечатала маленькое письмо жителя Набережных Челнов В.Мещерякова - отклик на опубликованное ранее интервью с начальником управления президента РФ по вопросам местного самоуправления. "Разве в стране оно вообще-то существует?" - удивлялся читатель газеты. По его мнению, вместо самоуправления у нас зачастую - "махровое самоуправство". И приводит пример из своей, местной жизни: "У нас в Татарстане, например, многие главы районных администраций понастроили себе шикарные дворцы и замки, в то время как местное население бедствует. "А почему? Да потому, что все начальники назначены "сверху". Что им местный народ?.."
Возможно, сам того не подозревая, читатель затронул принципиальный, основополагающий вопрос. Еще 11 апреля 1998 года Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой провозглашается:
- существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближен-ное к гражданину управление;
- защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти, и это предполагает существование местных органов самоуправ-ления, которые наделены уполномоченными для принятия решений органами, созданными демократическим путем, и которые имеют широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимых для этого средств...
Выступая тогда в Государственной Думе, депутат Владимир Лукин говорил о необходимости ратификации этого документа: "Хартия полностью соответствует как нашей Конституции, так и двум нашим законам - "Об общих принципах организации местного самоуправления" и "О финансовых основах местного самоуправления"... Вместе с тем это... общие рамки европейского поведения в том, что касается местной власти, органов местного самоуправления..."
Впрочем, дело здесь вовсе не в географии. Так получилось, что после распада СССР в появившейся на его обломках новой, уже суверенной Российской Федерации образовался так называемый "правовой вакуум" во многих сферах государственной жизни - там, где законодательство СССР действовать перестало, а новые законы еще не были созданы. Увы, не лучшую службу сыграл и выдвинутый в то время Борисом Ельциным популистский лозунг, обращенный к субъектам Федерации: берите суверенитета и полномочий столько, сколько сможете! В результате на российской территории появилось множество законодательных систем, зачастую противоречивших не только друг другу, но и элементарному здравому смыслу. Этот "парад суверенитетов" привел к тому, что руководители российских республик (еще недавно - автономных), а также краев и областей, пользуясь тогдашней слабостью Центра, смогли добиться принятия удобных для себя региональных законодательств, во многих случаях прямо нарушающих федеральное законодательство и его основу - Конституцию России.
Наиболее "суверенной" республикой в этих условиях оказался, пожалуй, Татарстан. В 1992 году Казань вообще отказалась подписать Федеративный договор, а в 1994 году Татарстан стал первым субъектом Федерации, который заключил с Москвой Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Кстати, эта дата до сих пор отмечается. И неудивительно: "разграничение" оказалось столь кардинальным, что до недавнего времени Республику Татарстан в составе России можно было воспринимать, в известной мере, как государство в государстве.
Ситуация начала меняться лишь с избранием нового президента России, который взял твердый курс на восстановление "вертикали власти" и приведение местных, региональных законодательств в полное соответствие с федеральным. Дело это сложное, требует определенной "дипломатии" и времени, но определенные успехи уже налицо. Во всяком случае, руководители субъектов Федерации признают принцип верховенства федеральной власти над республиканской, общероссийского законодательства - над региональным. Зато стараются, на мой взгляд, "взять верх" в конкретике - под прикрытием лозунга о необходимости учета "местной специфики". Но хорошо известно, что "дьявол прячется в деталях".
Одна из самых серьезных претензий Москвы к Казани - в том, что в Татарстане практически не действует Закон РФ о местном самоуправлении. Согласно этому закону, органы местного самоуправления должны избираться, а в Татарстане они назначаются президентом. Для исправления ситуации уже достигнута договоренность о том, что уже грядущей зимой во всех городах и районах республики будут, наконец, проведены выборы местной власти (а еще раньше - изменено региональное законодательство). Казалось бы, все в порядке. Но...
11 июля на встрече председателя Государственного совета Татарстана Ф. Мухаметшина с полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе С. Кириенко была достигнута принципиальная договоренность о том, что Республике Татарстан будет позволено развивать систему местного самоуправления "в режиме эксперимента". Причем "эксперимент" уже, по сути дела, начался: через пять дней, 16 июля, президент Татарстана подписал указ "О мерах по совершенствованию органов государственного управления Республики Татарстан". Суть его в том, что администрации районов и городов республиканского подчинения отныне входят в систему органов республиканского управления (наряду с министерствами и ведомствами), а на остальных территориях республиканские министерства и ведомства получают право образовывать свои территориальные органы, фактически включая их в состав местных администраций.
Таким образом, во-первых, все материальные и финансовые ресурсы городов, районов и даже крупных поселков республики останутся в распоряжении республиканской власти. А во-вторых, у Казани появится уникальный властный рычаг, который даст возможность при помощи "административного ресурса" держать в своих руках весь процесс выборов местного самоуправления.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников