РЕЗЕРВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В последнее время вышло немало исследований, посвященных анализу экономической ситуации в стране. Одно из таких исследований опубликовано известным предпринимателем, лидером общественного движения "Мобилизация и развитие" Львом Черным.

В предисловии к монографии "Экономика. Рынок. Государство", выпущенной издательством "Наука", Лев Черной проводит аналогии с зарубежным опытом, считая, что многие из проблем, стоящих перед Россией сегодня, в свое время были уже решены в других странах. Автор напоминает читателям о причинах кризиса, поразившего на рубеже 20-30-х годов ХХ столетия экономику США. По его мнению, этот кризис был предопределен прежде всего радикально-монетаристскими методами управления экономикой. Для выхода из него требовалось создание многоканальной системы регулирования хозяйственного механизма при одновременном увеличении государственного инвестирования. После второй мировой войны, отмечается в книге, система многоканального управления экономикой достигла расцвета в ходе решения задач экономического восстановления в Западной Европе и Японии.
С точки зрения автора, Россия также нуждается в расширении применения методов и механизмов государственного регулирования. Действуя таким образом, полагает он, Россия может очень быстро, в течение десятка лет, возродить потенциал внутреннего рынка и добиться воссоздания массового среднего класса с уровнем жизни не ниже, чем был у аналогичного социального слоя в 1989 г. При этом убедительно доказывается, что в России даже сегодня имеются достаточные сырьевые, энергетические, производственные, материальные и людские ресурсы для того, чтобы серьезно изменить материальное положение большинства россиян.
Автор книги глубоко убежден, что запредельное снижение социальных расходов и политика низкой заработной платы пагубно скажутся на потребительском спросе, что, в свою очередь, окажет убийственное воздействие на внутренний рынок - основной потенциал развития отечественной экономики. Попытки перевести основную часть социального обеспечения населения России на самофинансирование приведут, в частности, к снижению потребительского спроса, поскольку значительная часть расходов граждан будет перераспределена на социальные нужды. Естественно, что от этого крайне осложнится ситуация на внутреннем рынке. Поэтому, как отмечается в книге, по крайней мере на время восстановительного периода основное финансирование социальной сферы в России требует активного использования бюджетных средств.
Весьма любопытные выводы делаются автором, когда он рассуждает о том, что означает в российских условиях привести системы образования и здравоохранения в соответствие с рыночными потребностями. Он, например, считает, что с учетом дешевизны и эффективности системы здравоохранения, существовавшей в СССР, и очевидных последствий ее свертывания (прежде всего - роста смертности) необходимо в кратчайшие сроки восстановить в возможно большем объеме утраченные элементы здравоохранения советского периода.
Что же касается системы образования, то она по-прежнему продолжает оставаться одной из самых дешевых и в то же время самых эффективных в мире. Поэтому, по мнению автора, было бы неправильно вести речь об ее особой дороговизне для бюджета. Вот почему проводить в России реформу образования, ориентированную на перекладывание расходов на плечи населения, "и экономически бессмысленно и стратегически недопустимо".
Рассматривая существующую в России пенсионную систему, автор приходит к выводу, что для ее упорядочения необходимо (по американской и бывшей советской схеме) централизовать систему пенсионного обеспечения, включив Пенсионный фонд в федеральный бюджет, и финансировать его исключительно за счет отчислений в фонды социального страхования. Фактически это будет финансирование за счет социального налога.
Обращено внимание и на необходимость увеличения доли фонда оплаты наемного труда в ВВП. Она должна составить 60-70 процентов его объема. Только тогда реальный рынок, считает автор, распространится на большинство населения, а не на его наиболее обеспеченные 10-15 процентов. Только при этом условии рыночная "машина" сможет по-настоящему заработать. Ведь в условиях перехода к рынку без повышения доли заработной платы в ВВП невозможна ни эффективная работа рыночного механизма, ни накопление финансовых активов в домашнем секторе, ни, следовательно, финансирование капиталовложений через банковскую систему путем мобилизации накоплений населения и т.д. Правда, к сожалению, в книге отсутствуют рекомендации относительно того, как при повышении доли заработной платы в ВВП можно будет противостоять усилению инфляционных процессов в российской экономике...
В рамках программы восстановления национальной экономики автор также призывает к заметному укрупнению производств, концентрации основных производственных мощностей и финансовых ресурсов в относительно небольшом количестве финансово-промышленных групп и крупных банков, а также к форсированному развитию инновационного потенциала, резкому (не менее чем в 5-7 раз) повышению уровня финансирования гражданских и военных НИОКР.
Как представляется, изложенные подходы в целом характерны для представителей так называемого государственнического направления экономической мысли. Кстати, и сам автор монографии несколько лет назад был одним из немногих представителей отечественного предпринимательского сословия, призывавших к реализации как раз "государственнического" курса.