25 сентября 2017г.
МОСКВА 
11...13°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.57   € 68.56
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОЛЬШЕ РАБОТЫ, ДЕНЕГ, СЕКСА

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 18 Августа 2005г.
Каковы сегодня жизненные устремления молодых, их отношение к окружающему миру, к себе, к работе? Эти вопросы задавали интервьюеры в ходе широкомасштабного исследования, проведенного под эгидой международного агентства BBDO в восьми государствах - Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции, Чехии и России.

Важно подчеркнуть, что в исследовании участвовали юноши и девушки не всех социальных слоев, а только представители материально благополучных семей, то есть относящихся к средним и обеспеченным группам населения. Исследования проводились среди молодых людей от 18 лет до 31 года с высшим образованием, преимущественно творческих профессий или студентов гуманитарных вузов.
Опросы показали, что у европейцев и россиян много общего. Молодые интеллектуалы настроены более позитивно к окружающей действительности. Они уверены в себе (нередко самоуверенны), восприимчивы к новому, готовы экспериментировать, действовать. В то же время не склонны к предпринимательству, риск не их конек. Что касается их отношения к политике, то оказалось, что представители творческого авангарда, как правило, аполитичны, равнодушны к идеологии, не будут, например, жертвовать своим комфортом ради участия в демонстрациях. Они прагматичны и готовы проявлять активность в тех случаях, когда затрагиваются их жизненные интересы.
Молодое поколение во всех названных странах открыто для современных тенденций в музыке, моде, еде... Не обсуждают поведение окружающих, не вмешиваются в чужую жизнь.
Но есть и немало существенных особенностей, отличающих россиян от жителей остальных государств, в которых проводилось исследование. Аналитики прежде всего выделяют больший оптимизм большинства представителей творческой молодежи в нашей стране. 79 процентов в этой группе населения уверены, что будут жить лучше, чем их родители. Среди европейцев таких ответов было только 46 процентов. Превосходят россияне своих сверстников из других государств и по целеустремленности. Об этом красноречиво свидетельствует публикуемая таблица.
Еще контрастнее выглядят различия, когда вопросы касаются амбициозности жизненных целей. Немногим менее половины молодых россиян (41 процент) заявляют, что хотят стать знаменитыми, ставят перед собой в числе других и такую цель. У их сверстников в Европе подобные настроения не столь популярны (или, скажем так, откровенны). В Германии таких "максималистов" лишь 12 процентов, в Испании - 13, в Швеции - 16, во Франции - 20... Суммарный показатель по европейским странам 19 процентов. Почему же за рубежом молодые в этом смысле скромнее? Ситуацию в какой-то мере проясняют развернутые ответы, которые давали респонденты в Европе: "Популярность ограничивает свободу и делает тебя зависимым от мнения других"; "хорошо быть известным и уважаемым за свои заслуги, а не благодаря участию в каком-нибудь реалити-шоу"; "слава и уважение - это не одно и то же".
Новое поколение в Европе не стремится к славе - такой вывод сделали аналитики.
Чрезвычайно любопытны ответы на вопросы о соотношении работы и удовольствий, о личном психологическом настрое: довольствоваться ли определенным, вполне комфортным уровнем достигнутого или идти дальше, одолевать все новые и новые жизненные вершины? Вот наиболее часто встречающиеся ответы европейцев: "Гораздо важнее прожить интересную жизнь, чем разбогатеть"; "задача - не "больше" и "больше", а "достаточно" - для того чтобы сделать самое важное в жизни". Наши же соотечественники предпочитают работать и работать, не останавливаясь на достигнутом. На Западе гораздо чаще, чем в России, респонденты мечтают "заработать денег и уйти на покой настолько молодым, насколько это возможно". Например, в Великобритании и Франции таких ответов было большинство среди опрошенных, в Швеции, Испании и Италии - почти половина, в Германии - более трети. А в нашей стране только 13 процентов респондентов хотели бы уйти на покой в сравнительно молодом возрасте.
Результаты этой части социо-логических исследований удивили западных аналитиков. В своем отчете они констатируют: "В отличие от многих молодых европейцев, которые способны говорить: "Все, хватит!", в России ситуация противоположная. "Нет, не хватит!" - заявляют молодые россияне. Они динамичны и оптимистичны, они ненасытны, им нравится слово "больше": больше работы, больше денег, больше секса..." Кстати, по стремлению к сексуальным "опытам" россияне тоже вышли на первое место среди названных стран.
Один из кульминационных пунктов исследования, пожалуй, - характеристика гражданственности молодого поколения. Респондентов спрашивали не об отношении к своей Родине. Вопрос был сформулирован так: "Будете ли вы бороться за свою страну?"
На фоне нынешнего характерного для всех стран молодежного "пофигизма" сравнительно высокий удельный вес позитивно-патриотических ответов в России впечатляет. Нет сомнения, что в случае, допустим, реальной военной опасности защищать Россию будут готовы более 64 процентов молодых. Приведенные в таблице данные дали повод некоторым журналистам, любящим эффектные пассажи, написать, что в третьей мировой войне победит Россия.
Комментируя социологическое исследование, аналитики почему-то не особенно акцентировали внимание на весьма неожиданном, как показалось, моменте. Речь идет об отношении к религии. Казалось бы, в европейских странах, где в головы граждан не вдалбливали, как это было в России в течение многих десятилетий, воинствующий атеизм, религиозных граждан, в том числе и среди нового поколения, должно быть значительно больше, чем у нас. Однако, оказывается, это не так. Среди российской интеллектуальной молодежи, заявляющих о своей вере в Бога, более половины, существенно больше, чем во многих других западных государствах (уступаем Италии).
В целом портрет российской молодежи, относящейся к материально обеспеченной, интеллектуальной группе населения, выглядит весьма симпатично. Исследование развенчивает многие мифы. Например, о том, что многие мечтают уехать из России и жить "за бугром". Реальные настроения, оказывается, иные. Только 22 процента опрошенных россиян сказали, что в следующие 10 лет надеются жить или работать в другой стране. Во Франции, Германии, Швеции и Великобритании хотят переехать в другое государство от 34 до 49 процентов молодых граждан. Похоже, мы все-таки не очень хорошо знаем наше молодое поколение интеллектуалов. А ведь именно от них во многом будет зависеть будущее России.
"У МЕНЯ ЕСТЬ ЦЕЛИ, И Я ХОЧУ ДОБИТЬСЯ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ"
Россия 93 процента
опрошенных
Германия 88
Италия 86
Чехия 83
Франция 83
Испания 78
Великобритания 74
Швеция 69
ДА. Я БУДУ БОРОТЬСЯ ЗА СВОЮ СТРАНУ
(распределение ответов приводится в процентах от числа опрошенных)
Россия 64 процента
Чехия 42
Франция 38
Испания 38
Швеция 33
Великобритания 32
Италия 31
Германия 26
Я ВЕРЮ, ЧТО БОГ СУЩЕСТВУЕТ
Италия 69 процентов
опрошенных
Россия 54
Испания 38
Франция 38
Германия 34
Великобритания 32
Чехия 30
Швеция 26


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?