22.08 - 28.08.2005 Г.

Знаменитый епископ Григорий Неокесарийский приехал в городок Комана по важному делу. Он должен

Знаменитый епископ Григорий Неокесарийский приехал в городок Комана по важному делу. Он должен был выбрать из местных граждан человека, достойного возглавить Команскую церковь, и рукоположить его во епископы. На соборе выдвинули несколько кандидатов - благородных, красноречивых, авторитетных. Но святитель Григорий с выбором не спешил и объяснял свою медлительность тем, что трудно судить по внешним данным, поскольку истинное величие человека есть сердце его.
Эти слова задели почтенных горожан, полагавших, что предложили они вполне достойных людей, и кто-то из них с усмешкой заметил, что в таком случае можно и угольщика Александра, например, избрать епископом. Все засмеялись, а Григорий Неокесарийский вдруг спросил: кто же такой этот Александр, упомянутый, может быть, и не без Божьего промысла? Ему показали вечно грязного, молчаливого человека, над которым в городе привыкли потешаться. Святитель Григорий уединился с ним и предложил рассказать о себе. И впервые за долгие годы Александр открыл свою тайну.
На самом деле это был прекрасно образованный человек благородного происхождения, который еще в ранней юности отказался от всех житейских благ и принял на себя подвиг юродства. Он не смог отказать святителю Григорию и согласился стать епископом Команским. К нему пришла слава блестящего проповедника и мудрого церковного правителя. А затем и ореол мученика. Во времена гонений на христиан, в 244 году, епископ Александр Команский был сожжен на костре. Память его празднуется 25 августа.
А на следующий день, 26 августа, Церковь вспоминает русского святого, житие которого некоторым образом перекликается с житием епископа Команского. Это - святитель Тихон, епископ Воронежский (1724 - 1783). Он пришел учиться в Новгородскую семинарию из обнищавшей деревенской семьи. Добывал себе деньги на пропитание и учебу копанием огородов. И терпел не только тяготы, но и насмешки.
"Бывало, как получу хлеб, - вспоминал он впоследствии, - половину оставлю для себя, а другую продам и свечку куплю; с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, играют или найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мной и лаптями махать на меня, говоря: "Величаем тя, святителю!"
Это было пародийное обращение как бы к будущему епископу. И надо же такому случиться, что через много лет вернулся в Новгород уже епископ Тихон, а почтительно встречали его среди прочих прежние насмешники. Но святитель отнесся к ним с теплотой и любовью, как относился ко всем людям.