11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПАРЕНЬ С ВОКЗАЛЬНОЙ УЛИЦЫ

Впервые он появился на экране 17-летним юношей в фильме о школе "Розыгрыш". Потом были заметные роли в комедиях Леонида Гайдая "Частный детектив..." и "На Дерибасовской хорошая погода...", в эротической мелодраме "Мордашка", политическом детективе "Черный квадрат", трагикомедии "Кризис среднего возраста", сериалах "Каменская" и "Маросейка, 12"... Необычайную популярность ему принесла роль Алеши Корсака в трилогии Светланы Дружининой о гардемаринах, благодаря чему в начале 90-х три года подряд Харатьян признавался самым популярным актером СССР, а позже СНГ, за что и попал в Книгу рекордов Гиннесса.

С недавних пор заслуженный артист России Дмитрий Харатьян является президентом сразу двух кинофорумов: Всероссийского фестиваля визуальных искусств в ВДЦ "Орленок" и фестиваля отечественного кино "Премьера Подмосковья", который недавно прошел в пяти районах Московской области. Там корреспонденты "Труда" и побеседовали с актером.
- Дмитрий, почему вы согласились возглавить такой относительно скромный по масштабам вашей популярности фестиваль, как "Премьера Подмосковья"?
- Для меня все, что связано с Подмосковьем, дорого и интересно. Дело в том, что мои родители познакомились и поженились в Ташкенте, там и я родился. Но когда мне исполнилось три года, наша семья переехала в подмосковный Красногорск.
Мой дом расположен на Вокзальной улице. Согласитесь, название символичное для актера, сама профессия которого связана с поездками. Поезда присутствуют в моей жизни постоянно: я засыпаю под стук колес и просыпаюсь вместе с ними. Студентом Театрального училища имени Щепкина практически каждый день ездил на занятия электричкой в Москву и обратно. Я там и роли разучивал, и французским языком занимался, и с девчонками флиртовал, и природой любовался. Случалось, что я, возвращаясь домой с последним поездом, просыпал свою станцию, а потом шагал по шпалам 5 - 6 километров обратно. Ночная мгла, умиротворяющая тишина, звездное небо над головой...
Как бы там ни ругали общественный транспорт, но в поездках на пригородных электричках присутствует какая-то неповторимая атмосфера романтики, которую, кстати, очень точно уловил в своих стихах Булат Окуджава - он часто покидал любимый Арбат ради подмосковного Переделкина.
- Когда 30 лет назад режиссер Владимир Меньшов выбрал вас, девятиклассника, из нескольких тысяч претендентов на главную роль в картину "Розыгрыш", вы почувствовали, что вытянули "звездный билет"?
- Для любого советского подростка впервые оказаться на съемках фильма - это было, конечно, событием в жизни. Но когда фильм только начинают делать, актеру всегда сложно предположить, что из этого получится: вытянет он "звездный билет" или "волчий". Точно могу сказать, что проснулся я знаменитым после 10 января 1977 года, когда "Розыгрыш" вышел на экраны и стало понятно, что это хит. Я по привычке продолжал ходить в свою школу номер 9, однако вокруг меня все менялось. Стали узнавать на улице, тыкали пальцем: вон идет тот парень, который в "Розыгрыше" играл на гитаре и пел. Люди-то все разные. Кто-то тебе просто тепло улыбнется, а кто-то и нагло лезет "брататься", просит с ним выпить, хамит, когда получает вежливый отказ... Таковы издержки актерской профессии.
- Но в жизни "звезды" есть и многочисленные плюсы...
- Конечно. Например, однажды я возвращался из Риги с концертов. Пассажирские поезда Рижского направления, как известно, проходят через мой Красногорск, но там не останавливаются. Так что мне надо ехать до Рижского вокзала, а оттуда уже возвращаться домой. Дело было в 1993 году, когда в стране, наверное, не осталось никого, кто бы не видел хоть одного фильма из трилогии о гардемаринах. И вот я рассказал о своей проблеме с долгим возвращением домой проводнице вагона. Эта женщина так расчувствовалась, что сорвала стоп-кран прямо напротив моего дома. Уж не знаю, что ей за это было от разъяренного начальника поезда и милицейской бригады, сопровождавшей поезд, но для меня это тогда стало лучшим свидетельством самоотверженной зрительской любви.
- А вы не боялись разочаровать ваших поклонниц, сыграв злобного вертухая в сериале "Московская сага"?
- Нет. Роль эта небольшая, но мне очень дорога своим осмыслением греха и очищения души. Хотя в начале мой герой - отъявленный негодяй, приспособленец, жрет досыта и пьет допьяна. Когда другие голодают и воюют на фронте, он измывается в лагере над осужденной женой генерала Градова. Но в финале оказывается не таким уж безнадежно пропащим человеком. В своем романе Василий Аксенов ставит на нем крест, а вот сценаристка Наталья Виолина дописала важную сцену, в которой Шевчук приходит к своей жертве каяться. Кстати, лагерные сцены мы снимали в подмосковном Нахабине. В одной воинской части было специально выстроено несколько бараков, забор с колючей проволокой и вышками. Зима выдалась лютой, с пургой и вьюгами. Мы жутко мерзли на съемках. Но зато потом пожинали плоды своего труда - у сериала был большой зрительский успех.
- Недавно вам присвоили звание народного артиста Чечни. Приятно было получить столь высокое звание?
- Скорее неожиданно. Я не думаю, что мои заслуги перед культурой Чеченской республики так велики, чтобы мне можно было давать это звание. Я вел конкурс "Краса Чечни". Несмотря на иронию ряда изданий, считаю, что это была важная акция, шаг навстречу общечеловеческим ценностям и свободе. Такого еще не было в истории Чечни. Ведь девушкам из других стран с мусульманскими традициями их религия не мешает становиться "Мисс Азия" или "Мисс мира".
В самой Чечне были разные мнения на этот счет. Слышал, что муфтий эту затею не очень одобрял. Но Рамзану Кадырову удалось всех убедить, что в конкурсе нет ничего пошлого, а наоборот - будет триумф здоровья и красоты. И действительно, такой изысканности, чистоты, удивительно красивого зрелища я не встречал ни на одном конкурсе, а я их изъездил множество. Это ближе к искусству, чем к шоу. Никаких купальников там, конечно, и в помине не было. Чеченские девушки ходили в национальных костюмах, читали стихи. Зрительный зал на тысячу мест был заполнен под завязку. В большинстве своем пришли простые люди. Они искренне принимали происходящее на сцене.
- Вас взяли под особую охрану? Нельзя же допустить, чтобы бандиты украли Дмитрия Харатьяна...
- Нас охраняли, конечно. Впереди ехала машина, а сзади - джип с автоматчиками. Так мы передвигались из Махачкалы в Грозный. Поездка получилась познавательной. Нас же тут пугают: в Чечне война, разруха, людей убивают. Наверное, такое тоже есть, но для меня это земля, которая пытается вернуться к нормальной, мирной жизни. Народ больше не хочет воевать. Я ощущал себя посланником мира, в котором надо прощать и созидать, а не мстить и разрушать.
- Как думаете, много хороших актеров обойдено вниманием государства?
- Немало. Получение званий - процесс долгий и муторный. Заявки подают организации, в которых ты состоишь в штате. Больше повезло театральным актерам, за них хлопочет театр. Поэтому в театре положение со званиями намного лучше, чем среди кинематографистов. Так, например, никаких званий нет ни у моего друга Саши Балуева, ни у Олега Меньшикова. Согласитесь, это нонсенс. С другой стороны, вчитайтесь в списки народных артистов России, боюсь, вы не всех из них знаете по фамилии или в лицо. Получается, что звание - это не подтверждение народной любви, а назначенная чиновниками форма поощрения. Оно не всегда соответствует действительной значимости артиста, его востребованности, таланту. В советские времена звания обеспечивали человека кое-какими материальными благами. А сейчас осталась разве что возможность быть похороненным на элитном Ваганьковском кладбище. Вот такой черный юмор.
- На концерте в "Орленке" вы дуэтом лихо спели со Светланой Дружининой бессмертный хит "Не вешать нос, гардемарины". В ваших ближайших планах есть какие-то совместные проекты?
- Я играю князя Ивана Долгорукого в сериале "Тайны дворцовых переворотов", который уже 10 лет снимает Светлана Сергеевна. Скоро будем озвучивать очередной фильм, в котором моего героя... четвертуют. Работаю и на других проектах. Так, осенью на Первом канале выйдет 24-серийный иронический детектив по книгам Дарьи Донцовой "Иван Подушкин - джентльмен частного сыска", где у меня главная роль. Дорога моему сердцу работа в драме украинского режиссера Оксаны Байрак "Аврора, или Что снилось спящей красавице" о судьбе девочки-сироты из-под Припяти, получившей во время чернобыльской аварии огромную дозу радиации. Она попадает в Америку, где судьба ее сводит со знаменитым балетным танцовщиком, эмигрировавшим из Советского Союза. Оказывается, девочка при всей своей обреченности душевно богаче здорового, но находящегося в творческом кризисе артиста. Она спасает его от духовной смерти, а он пытается спасти ей жизнь, оплачивая дорогостоящую операцию. Я как раз играю эту мировую балетную знаменитость.
- Роль писали с Александра Годунова?
- Образ собирательный. Хотя у моего героя есть внешнее сходство с Годуновым: такие же светлые волосы до плеч. И даже есть своя Жаклин Биссет - правда, не киноактриса, а балерина. Как видно, аналогии с реальными людьми можно найти, но не прямые. И история у нас совершенно другая. Думаю, фильм получился неплохой. Его уже пригласили на несколько фестивалей.
Вы не всех из них знаете по фамилии или в лицо. Получается, что звание - это не подтверждение народной любви, а назначенная чиновниками форма поощрения


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников