КАРАТЬ ПО-РУССКИ

Еще одна группа вазовцев только что получила приказы о выговорах и лишении премий за участие в трехчасовой предупредительной забастовке, которая прошла 1 августа. Всего наказано около 200 человек. Двое уволены.

Разговор начинает один из них, теперь уже бывший слесарь цеха 45/2 Алексей Виноградов:
- Мой отец всю жизнь отдал заводу. Начинал тоже слесарем. Вырос до помощника директора сборочно-кузовного производства. Умер около конвейера от инфаркта. Участием в забастовке я не опозорил доброго имени отца, хотя и попал в число "экстремистов".
Наш разговор с вчерашними забастовщиками идет около так называемой седьмой вставки, где расположена одна из проходных ВАЗа. Отсюда от аллеи елок видна грандиозная высотка, где располагаются управленцы автогиганта, хотя высший менеджмент, сменивший прежних руководителей, остался верен столичной прописке и "рулит" всем производственным процессом из Москвы. Под елками, вокруг нас, пьют водку и матерятся по поводу житейских проблем закончившие первую смену работяги. Тут же бросают бутылки. Аллея, похоже, брошена заводскими службами, хотя в недалеком прошлом помню, молодые елочки радовали глаз.
- У нас весь завод брошен на произвол судьбы, - вступает в разговор рихтовщик цеха 46/01 Игорь Андреев. - Раньше нам хватало на жизнь за счет сверхурочных и работы в выходные дни. Тоже не великая радость, но теперь все это запретили. Мы едва сводим концы с концами. Я живу в общежитии. За 20 лет на ВАЗе квартиру не купил, хотя в трудовой - одни благодарности и первое взыскание за участие в забастовке. Впереди никакого просвета. Московские варяги, которые управляют заводом, - это не профессионалы. Судьба завода их не волнует. Мое личное мнение: они высосут все, что можно, а потом распродадут или бросят коллектив на произвол судьбы...
Стоящие вокруг меня рабочие из разных цехов называют сумму расходов на управляющую компанию, взятую из газет: 50 миллионов рублей в месяц. Говорят, что высшие руководители катаются на машинах стоимостью до 150 тысяч долларов. На заводских "Ладах" свои седалища возить не хотят. Заработки не разглашают. Но молва и местные газеты называют такие суммы: мастер имеет в месяц до 30 тысяч рублей. Начальник цеха - от 100 и выше. Руководители производства - полмиллиона. А дальше идут и вовсе заоблачные цифры. Никто все это не опровергает.
На руки большинство рабочих сборочно-кузовного производства, одного из ведущих на заводе, получает 8 - 10 тысяч. Правда, есть и те, у кого около 15.
В разговор вступает водитель-испытатель цеха 46/1 Галина Зарипова:
- Как может человек прожить на 8 тысяч? За коммунальные услуги надо платить от тысячи до двух в месяц. За ребенка в заводских садиках - 700 рублей. Сейчас их передают городу, а там цены еще больше. В школах сплошные поборы. Чтобы подготовить ребенка к началу занятий, нужны бешеные деньги, а где их взять? Я вырастила троих детей и все это испытала на собственном горьком опыте. Понимаю, что президенту ВАЗа Артякову и другим руководителям говорить об этом бесполезно. Но ведь у них тоже есть жены и дети. Может быть, хоть они напомнят о наших нуждах. Впрочем, тот, кто жирует, нас не поймет.
- Перед вами "злостный экстремист" Антон Вичкунин, электромеханик цеха 48/8, - представляется под хохот товарищей худенький молодой человек. - Приказ об увольнении получил на заводе первым. Если на увольнение Алексея Виноградова отраслевой профком профсоюза без промедления дал согласие, то мой профсоюз "Единство" встал на защиту, так что уволить меня пока не удалось. Я окончил в этом году техникум. Не пью, занимаюсь спортом. Хочу учиться дальше. О ситуации на заводе скажу так: идет не просто урезание зарплаты и социальных льгот. В нас убивают граждан великой России. В действиях начальников - вот где неприкрытый экстремизм. Когда я отнес в канцелярию коллективное заявление рабочих о повышении зарплаты, ко мне домой пришли граждане из службы безопасности завода "пообщаться". Я посоветовал им общаться в цехе. После этого организовали слежку, которая закончилась арестом ночью после второй смены. Надели наручники, сунули до утра в "обезьянник" якобы за антиобщественное поведение. Это же полная чушь. Утром какие-то люди в штатском на обычной машине куда-то повезли. Думал, бандюганы вывезут за город и убьют. Позвонить родителям не разрешили. Пытался вырваться - бесполезно. На мне изорвали куртку, надавали тумаков. Потом увидел, что везут в суд, на душе отлегло. Судье Стоянову заявляю, что мне нужно сообщить обо всем юристу "Единства". Не разрешил. Дал трое суток ареста. Это месть за то, что я выпустил листовку, в которой призывал рабочих бороться за свои права, хотя о ней в решении суда ни слова, потому что закон я не нарушил.
Вот такое у нас социальное партнерство, о котором любят болтать руководители. Людей принуждают быть осведомителями службы безопасности и заводского отдела милиции...
Причем граждане начальники из "Рособоронпрома" нам не дают нормально работать. Мой цех ремонтный, нужны материалы и запчасти, а у нас внедрили "бережливое производство". На всем экономят, не думая о том, что оборудование нужно обновлять...
- Мне кажется, они даже не понимают, что творят, - делает вывод слесарь цеха 45/2 Александр Афанасьев. - С плохо скрытой гордостью объявили на всю страну, что главный конвейер "экстремистам" остановить не удалось, что сборка автомобилей продолжалась. Если бы заезжие варяги были специалистами, не дрожащими за свою шкуру, они бы сразу прекратили поток недоукомплектованных машин. Ведь наверстать упущенное за те несколько часов забастовки можно быстро и без особых проблем. А так пришлось сотни машин снимать с главного конвейера, вывозить на вертолетную площадку, вручную разбирать, а потом собирать заново. Эта работа продолжается до сих пор...
- У нас порой спрашивают о том, - продолжает Афанасьев, - как относятся в семьях к забастовке. У меня вся семья - пять человек - работает на заводе. Они все видят и все понимают. Хотя жена недавно сказала, что пора бы и на дачу, где не был уже немало дней. Какая дача, если людей начинают увольнять только за то, что заявили о своих правах?
К группе вчерашних забастовщиков, с которыми шел разговор, постоянно подходили другие вазовцы. Согласно кивали головами, но комментировать ситуацию на заводе отказывались. И тем более не называли себя. Во время моего блицопроса на проходной из 20 человек только один окрестил забастовщиков баламутами. Остальные поддерживают их требования. О новом руководстве завода - ни одного доброго слова. Некоторые тоже бойкотировали работу втихую - ничего не делали, но находились на рабочем месте. Открыто участвовать в забастовках эти люди пока не готовы.
Обратите внимание на слово "пока"...
Итоги разговора у проходной подвел лидер заводского профсоюза "Единство" Петр Золотарев:
- Не верьте, что трехчасовая забастовка, как утверждают некоторые чиновники, не принесла никаких результатов. К примеру, в цехе "Мотор-3" уже повысили зарплату. Но не менее важно, что все больше людей начинает осознавать необходимость борьбы за свои права, которую во всем мире ведет рабочий класс. Чем раньше поймут "хозяева жизни", что не считаться с этим нельзя, тем лучше будет для них самих, для рабочих, для всей страны. А незаконные приказы мы отменим в суде. И продолжим борьбу.