Главная Наука и технологии 00:01 18 Августа 2017 12457
Не совсем свои крылья

Почему разрешение на продажу отечественных авиалайнеров мы должны получать за океаном, у «заклятых партнеров»?

Анатолий Журин

Не уходящая в тень тема санкций и импортозамещения напоминает то триллер с непредсказуемым финалом, то не совсем приличный анекдот, который неловко рассказывать в обществе. И все же рассказывать придется... Информационные агентства сообщили, что концерн «Гражданские самолеты Сухого» запросил одобрения на сделку по продаже Ирану 12 лайнеров Sukhoi Superjet 100 у... Минфина США. Соответствующие документы направлены в офис по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), занимающийся в США контролем за соблюдением санкционного режима. И это на фоне всех бесконечных разговоров на тему, что мы сами с усами...

Такое обращение не осталось незамеченным, разразился вселенский скандал. Это же как одной своей ногой наступить на другую, да прямо на патриотическую мозоль! Но давайте успокоимся и разберемся.

Спросите, почему надо просить одобрения коммерческой сделки за океаном? Все дело в том, что производится лайнер Superjet у нас, но на 72% эта машина состоит из импортных комплектующих. Поставка самолетов без одобрения OFAC грозит серьезными штрафами и ограничениями. И это не пустые угрозы. Не так давно банку BNP Paribas пришлось заплатить аж 9 млрд долларов за транзакции в интересах клиентов из Ирана, Судана и Кубы. Парадокс в том, что санкции, формально препятствующие поставке Superjet с американскими комплектующими, были сняты с Ирана еще в прошлом году. Вокруг этой сделки вообще слишком много тумана. В июле в концерне ГСС не подтвердили «Интерфаксу» информацию о подписании контракта на поставку лайнеров. Хотя о таком договоре, подписанном в рамках авиасалона МАКС-2017, сообщало иранское агентство FARS. А еще в феврале 2017 года министр энергетики России, сопредседатель Российско-Иранской комиссии Александр Новак заявлял о готовности Ирана приобрести все те же 12 самолетов SSJ 100. Известно также, что в июне нынешнего года производитель самолетов SSJ 100 и президент ГСС Владислав Масалов после переговоров с иранцами сообщал, что «есть соглашение с двумя компаниями, потребность и большая заинтересованность страны в региональных самолетах».

Итак, кому же верить? Будет ли Иран приобретать суперджеты или ограничится контрактом на 34,6 млрд долларов, уже подписанным с Airbus и Boeing о поставке воздушных судов? Похоже, судьба российского проекта все же зависла...

Вспомним МАКС-2017. По данным Минпромторга, самыми крупными сделками там стали контракт на поставку 20 самолетов Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлоту» и контракт с Red Wings, которая договорилась приобрести в лизинг 16 лайнеров МС-21. То есть наша новая гражданская авиатехника пока рассматривается в основном как продукт для внутреннего пользования. Хотя утвержденная правительством Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» была совсем не на это рассчитана. Цель ставилась куда более масштабная, хотя и вполне конкретная: «Принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5% мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки), а к 2025 году — не менее 10%».

Сегодня из серьезных заказчиков остались только российские «Аэрофлот», «Газпромавиа», мексиканская компания Interjet и ирландская CitiJet (в портфеле заказов значились три самолета, сейчас — пять, хотя еще два года назад шел разговор о приобретении сначала 25 самолетов).

Остальные покупатели либо прекратили свое существование, либо отказались от ранее взятых на себя обязательств по тем или иным причинам. В том числе и носящим не конъюнктурный, политический, а куда более глубокий характер.

Как в свое время подчеркивал, давая интервью одному из изданий, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, причина еще и в том, что у Boeing и Airbus счет сходящих с конвейера машин идет на сотни, а у нас выпускается в год меньше 20 штук. А надо хотя бы 70, «тогда экономика начнет работать на Sukhoi Superjet, на ГСС, на другие модификации». С главой крупнейшей авиакомпании согласны и многие наши эксперты: первый и единственный пока постсоветский пассажирский лайнер Superjet не обещает нам серьезных перспектив в деле импортозамещения в связи с ограниченной серийностью программы. Есть к машине претензии и по части конструкции.

Так, авторитетнейший специалист в области аэродинамики летальных аппаратов, недавно ушедший из жизни академик РАН Юрий Рыжов был шокирован, когда впервые увидел новый самолет концерна ГСС: «Нельзя вешать двигатель под крылом, когда нижняя кромка входного устройства находится в 50 см от полосы: любая кочка — и она отлетит! Ударится и отлетит. Поэтому он безопасен только на очень хороших полосах, которых у нас не очень много. Это во-первых. Во-вторых, самолет не удовлетворяет компании по системе гарантированного обслуживания — они лучше возьмут в лизинг подержанный боинг или эрбас. Все ведущие наши авиакомпании на них летают. В-третьих, Superjet отстал технологически — слишком долго делался. В-четвертых, у него все комплектующие заграничные — от двигателей до электроники».

В санкционных тисках, считает бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов, высокая доля импортных комплектующих многократно усложняет перспективы и конкурентоспособность самолета. Ведь основным критерием успешности практически любой коммерческой программы служит именно объем продаж производимого продукта. «Нет никакой уверенности в том, что разрешения у Минфина США не придется ждать бесконечно, — подчеркивает Олег Михайлович. — Зачем им торопиться с этим, если еще в конце того года американские компании заключили сделку с Ираном по продаже туда своих самолетов на миллиарды долларов? Насколько мне известно, Штаты всячески препятствуют проникновению нашей техники на зарубежные рынки, тем более в нынешней ситуации обостряющегося противостояния. Вот, как говаривал фонвизинский герой, «злонравия достойные плоды»: слишком уж упорно и даже остервенело мы гробили отечественную авиационную промышленность...»

На фоне этих проблем с первенцем ГСС лучше выглядит ситуация с другим среднемагистральным лайнером, появившимся на нашем небосклоне. В МС-21 «всего-то» 40% импортных комплектующих. Хотя в условиях санкционной войны, конца которой не видно, самое время создателям самолета подумать, как свести этот процент к минимуму. Тем более это касается отечественного дальнемагистрального самолета, над которым вовсю идет работа. Курс выбран верный: опора на собственные крылья. Но как же трудно догонять других, далеко улетевших!

Конечно, безвыходных ситуаций не бывает. Концерн ГСС может заняться локализацией производства комплектующих. Но понятно, что это потребует времени и новых масштабных бюджетных вливаний. Немаловажен и другой вопрос: сможет ли обеспечить достойное качество производства и надлежащий контроль наша авиапромышленность, которая только-только восстанавливается из руин? В конце концов, это главное.

Вопрос совсем не праздный. Как раз на этой неделе концерн ГСС и итальянская компания Alenia Aermacchi сообщили, что эксплуатационная надежность самолета у Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) снизилась. Партнеры проводили совместное исследование в течение года, с апреля 2016-го по апрель 2017-го. Так вот, за это время количество эксплуатируемых машин выросло с 66 до 94, а эксплуатационная надежность снизилась на 0,25% и в итоге составила 97,3%. Этот показатель учитывает количество технологических сбоев — наземных или произошедших в полете, из-за которых необходимо было совершать вынужденную посадку или возвращаться в аэропорт вылета. Согласно исследованию ГСС и Alenia Aermacchi, чаще всего у SSJ 100 отказывают пилотажно-навигационное оборудование, бытовое и аварийно-спасательное оборудование и система кондиционирования.

Остается добавить, что в Ту-334 всего 5% импортных комплектующих, то есть это без всяких натяжек отечественный самолет. Он прошел испытания еще в феврале 1999 года, получил сертификат летной годности. По существу, это прямой конкурент Sukhoi Superjet 100, к тому же способный взлетать и садиться на грунт. К 2007 году было собрано пять таких самолетов, но серийное производство так и не началось...

Никто тогда не думал, что нам придется жить в условиях санкций. А зря. Глядишь, не пришлось бы испрашивать разрешений в американских ведомствах, где с нами и через губу разговаривать не желают.

Не успела Москва прийти в себя от необычно обильных снегопадов, как ее накрыло очередное аномальное погодное явление - ледяной дождь

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Для метеозависимых, а также для водителей, происходящее за окном – сущий ад. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувший понедельник, 12 февраля, Москву, еще не вполне оправившуюся от необычно обильных снегопадов, накрыло очередное аномальное погодное явление — ледяной дождь. Вместе с ним пришло резкое потепление —...

Наука и технологии 17:30 / 17 Февраля 2024 4377
Технопарк

День батарейки приурочен к дню рождения Алессандро Вольта

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве Алессандро Вольта. Фото: © Science Museum, globallookpress.com

Любите праздники? Тогда вот вам еще один: 18 февраля в мире отмечают День батарейки, приуроченный ко дню рождения Алессандро Вольта. Итальянский физик, химик и физиолог появился на свет в 1745 году. Это в его...

11 февраля будет отмечаться День «Аэрофлота». С чем подошла к празднику наша авиастроительная отрасль?

Анатолий Журин
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В воскресенье, 11 февраля, российская авиация и наш все еще летающий народ отметят очередной День «Аэрофлота». В 1979 году, когда в СССР этот праздник учредили, советский гражданский воздушный флот насчитывал...

Искусственный интеллект помог найти невесту. Но обеспечит ли он любовь?

Ирина Хмара
Труд
Из 5239 претенденток чат-бот выбрал невесту Александру Жадану. В августе Саша и Карина планируют сыграть свадьбу. Фото из открытых источников

Накануне Дня всех влюбленных самое время задуматься, как находят друг друга на этой земле счастливые пары. Старый как мир вопрос — и разные, в зависимости от того, какая эпоха на дворе, ответы. Ну а этот...

ИИ научился распознавать предвестников инфаркта

Труд
Фото: © Artur Cupak, globallookpress.com

ИИ знает, чем сердце успокоится Ученые Пензенского университета с коллегами из Казахстана обучили нейросеть расшифровывать данные электрокардиограммы (ЭКГ) и ставить точный диагноз за доли секунды. Искусственный интеллект...

В России впервые с начала нулевых вырос спрос на компьютеры, собранные из отдельных комплектующих

Максим Башкеев
Труд
Дело это нехитрое. Архитектура любого десктопа — фактически конструктор. Фото: Mark Richards, Mark Richards/Zumapress.com, globallookpress.com

Объясняется это просто: брендовых системных блоков на рынок сейчас поступает гораздо меньше, чем раньше, а вот с их компонентами проблем нет. К тому же кастомные — то есть сделанные по индивидуальному...

Модельный ряд включает седан, компактный кроссовер, кросс-хэтчбек и другие

Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Компания AGR Automotive Group (ООО «АГР») объявила о старте производства автомобилей под брендом Solaris и их продаж на российском рынке. Об этом сообщает «Интерфакс». В заявлении пресс-службы компании сказано, что модельный...

Самой страшной угрозой для техники и солдат на передовой стали вражеские FPV-дроны 

Фото: www.mil.ru

Известный военный обозреватель и блогер-миллионник Юрий Подоляка рассказал, в чем сейчас острее всего нуждаются российские бойцы на передовой. По свидетельству военкора, потребностью номер один являются сейчас станции радиоэлектронной борьбы...

Как отметил Сергей Кабышев, это позволит российским журналам заполучить авторитет во всем мировом сообществе

Фото: Bocharov Denis/news.ru, globallookpress.com

В Госдуме призвали обратить внимание на создание национальной системы наукометрии. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на слова комитета ГД по науке Сергей Кабышев, в 2024 году эту задачу необходимо выполнить. «Наукометрию нам нужно всем...

Система видеоаналитики «Сфера» работает с 1 сентября 2020 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

С помощью системы видеоаналитики «Сфера» в сотрудничестве с полицией в столице удалось выявить практически 1,5 тысячи опасных преступников. Об этом сообщает пресс-служба департамента транспорта Москвы в своем Telegram-канале. «Система...

Российский лидер провел полчаса за штурвалом стратегического ракетоносца-бомбардировщика 

Путин беседует с журналистами сразу после полета на Ту-160М. Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин поделился с журналистами своими впечатлениями от полета на стратегическом ракетоносце-бомбардировщике Ту-160М «Илья Муромец». Об этом сообщает Telegram-канал Shot. «Мы получаем новую...

За реализацию идеи активно ратуют чиновники, решившие удивить туристов 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Глава Высшего совета по древностям Египта Мостафа Вазири заявил, что всемирно известные пирамиды ранее были облицованы гранитными плитами, потому их якобы нужно реставрировать и привести к первоначальному виду. Сообщается, что «реставрационные...

Изучение этой галактики могло бы дать новые представления о ранней Вселенной

Фото: ESA/via, globallookpress.com

Космический телескоп «Джеймс Вебб» обнаружил самую старую мертвую галактику. Как сообщает CNN со ссылкой на данные исследования, галактика лишена возможности звездообразования. «Галактика существовала, когда Вселенной было...

Особым спросом у иностранных заказчиков пользуются ракетно-пушечные зенитные комплексы «Панцирь» 

Фото: www.kremlin.ru

В минувшем году страна продала на внешних рынках вооружения на миллиарды долларов. Об этом российский лидер Владимир Путин сообщил в пятницу, 2 февраля, на встрече с участниками форума «Все для Победы!» в Туле. «Надо сказать,...

Чаще всего патент на полезную модель получают в отношении новых решений, которые не столь значительно дополняют уже известные на рынке

Фото: Andrey Arkusha/Russian Look, globallookpress.com

Женщины в России в 2023 году получили на 11% больше патентов, чем в 2022 году. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные компании «Онлайн Патент», число регистраций достигло почти 10 тысяч. «В 2023 году россиянки получили...

«Труд» давно следит за драматической судьбой этого самолета

Анатолий Журин
Труд
Развал СССР ввел перспективную машину в штопор

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о том, что сроки давно обещанных поставок отечественных лайнеров в очередной раз «сместились вправо» — перенесены на 2026 год, а если...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?