СОПРЯГАЯ ИНТЕРЕСЫ

Этим летом сложилось такое впечатление, что наша бизнес-элита вместо отдыха только и делала, что наращивала мускулы крепнущего российского бизнеса, то и дело заявляя об удачно завершившихся сделках, "реструктуризациях" и прочих преобразованиях. У нефтяников из-за резко увеличившейся прибыли, например, даже появилась "проблема" - как распорядиться временно свободными деньгами. Другие компании, напротив, подали пример быстрого и успешного распределения освободившихся средств.

"Что хорошо для бизнеса - хорошо для России" - фраза банальная, но получившая в последнее время реальные подтверждения. Несмотря на скептические замечания, будто экономический рост в России днем под лупой непросто разглядеть, а если что и шевелится, то только благодаря обесцениванию рубля и подорожанию энергоносителей, - реальный рост в экономике уже не охарактеризуешь термином "сомнительный". Есть серьезные доказательства тому, что происходящие на ниве отечественного бизнеса перемены долговременны и поступательны.
Молодой капиталист наконец понял: новое экономическое устройство страны кроется не в биржевых и не в банковских войнах, спекуляциями долго сыт не будешь. Придя в себя после дефолта, капитал взялся за реальный сектор экономики: нефть, газ, цветную и черную металлургию... Там собственника встретили только изношенные до предела основные фонды и беспросветное отсутствие средств для их обновления. Что делать? Пришлось засучить рукава и начать активную "перестройку" советской технологии, организации труда и производства. Вовремя подоспевшие деньги и профессиональные менеджерские команды делали свое дело.
Хаотичная структура собственности и распределения ресурсов быстро стала переводиться на капиталистические рельсы. А новые и старые технологические цепочки, хоть и потребовали изрядного перераспределения собственности между новыми владельцами, все же привели к позитивному (с точки зрения прибыли) результату. И хотя война за нефть и газ уже почти закончена, а битвы за цветную и черную металлургию, а также энергетику еще в самом разгаре, все крупные финансово-промышленные группы и холдинги - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Интеррос", "Альфа", "Сибал", "Русал" - так или иначе утверждают на взятых под крыло предприятиях "режим благополучия", во многом основанного на грамотно построенной стратегии экспорта и использовании законов западного бизнеса.
Результаты впечатляют: прибыль "ЛУКОЙЛа" по итогам 2000 года составила 3,3 миллиарда долларов, "ЮКОСа" - 3 миллиарда, у "Норильского никеля" - 2 миллиарда, у "Сургутнефтегаза" и ТНК, по оценкам аналитиков, чистая прибыль также составит не меньше 2,5 миллиарда долларов.
НО ПОЯВИЛАСЬ другая проблема - как распорядиться временно свободными деньгами. За рубежом, безусловно, много достойных объектов для инвестирования, к тому же степень надежности вложений выше, чем в России. В результате "ЮКОС" участвует в строительстве нефтепровода в Китай, "ЛУКОЙЛ" диверсифицирует свой бизнес за счет покупки сети европейских автозаправок, а "Интеррос" подключится к международным проектам "Норильского никеля".
Много шума наделала продажа доли в нефтяной компании "Сиданко" группе "Альфа", с которой "Интеррос" на протяжении нескольких лет воевал за эту самую компанию. По словам В. Потанина, покупая "Сиданко", менеджеры группы уже тогда продумывали перспективы движения ее активов. Через два года после кризиса выяснилось, что небольшие компании-одиночки не имеют в нефтяном бизнесе серьезной стратегической перспективы. К тому же вместо того, чтобы наращивать "жирок" - так поступили другие нефтяные компании, работающие все это время на собственное развитие и укрепление позиций, - "Сиданко" потратила три года на преодоление "трудностей конкурентной борьбы".
- Так что оставалось только два варианта: либо поучаствовать в каком-либо слиянии, либо продать, - объясняет мотивы действий "Интерроса" президент холдинга В. Потанин. - Поскольку на сегодняшний день мы не увидели ни одного варианта перспективного слияния, то мы решили этот актив продать. Сделка оказалась для акционеров "Интерроса" очень рентабельной.
Вырученные в результате свободные средства будут распределяться, как и прочие доходы "Интерроса", на четыре группы. Десять - пятнадцать процентов пойдут на увеличение резерва наличных денег, что можно расценивать как своего рода подготовку к возможным кризисным явлениям (память об августе 1998-го дает о себе знать). До половины всех полученных от сделки ресурсов, как мы уже упоминали, будет потрачено на международные проекты "Норильского никеля", связанные с укреплением положения компании на рынке цветных металлов, расширением торгово-сбытовой сети за рубежом с целью более оперативного реагирования на рыночный спрос.
"Норильский никель" как крупный сырьевой проект "Интерроса" на сегодняшний день является самым ценным активом группы, особенно в международном плане: именно через него группа может решить вопрос о выходе в глобальную экономику. Похоже, у металлургического холдинга есть все шансы стать крупным мировым игроком. По данным авторитетного английского издания Metal Bulletin, компания "Норильский никель" заняла третье место по объемам производства среди предприятий цветной металлургии в 2000 году: эта цифра составила 5,206 миллиарда долларов против 5,568 миллиарда у Alcoa и 5,485 миллиарда у Anglo American, занявших, соответственно, первое и второе места в рейтинге.
Третья группа вырученных в результате сделки средств предназначена для новых проектов "Интерроса". Правда, пока счет идет на десятки миллионов долларов, поскольку, по словам В. Потанина, любой новый бизнес в нашей стране затевается как 10-20- миллионный. Впрочем, потенциал у компании в этом смысле большой, и речь идет не только о материальных ресурсах. В результате сделки по "Сиданко" освободились не только средства, но и высокопрофессиональные менеджерские ресурсы, поэтому холдинг объявил, что в состоянии взять на себя новый крупный проект.
ВЕРОЯТНО, речь идет об инвестировании в атомное энергомашиностроение в СНГ (в России эта отрасль уже "оккупирована"), в покупку добывающих и перерабатывающих предприятий цветной металлургии за рубежом или в другие близкие к этим сферы. Поскольку варианты возможных ритейловых проектов совет директоров "Интерроса" уже рассматривает (ни один из них пока не был одобрен), к октябрю компания обещает объявить о том, в какой бизнес пойдет на этот раз. Не сомневаться можно только в одном: новые активы "Интерроса" будут отвечать как стратегии диверсификации активов, так и желанию компании поработать на подъем отечественной экономики.
Из этих же средств, выделенных на новые проекты, будет финансироваться своеобразный фонд поиска перспективных научных разработок, созданный по инициативе Потанина несколько месяцев назад. Не секрет, что глава "Интерроса" уже третий год осуществляет проект по поддержанию престижа российской высшей школы, выделяя гранты лучшим российским студентам и преподавателям. Теперь очередь дошла и до российских ученых. Правда, на этот раз ставится цель не просто выявлять перспективные разработки ученых и поддерживать их патентную чистоту, но и внедрять в промышленное производство, что, вероятно, так или иначе найдет выход в развивающихся высокотехнологических или хайтековских отраслях.
А это уже имеет прямое отношение к новому "увлечению" крупного российского бизнеса. Вовремя осознав, что сырье и металлы не вечны, к тому же имидж компаний, поддерживающих "славу" России как сырьевого придатка Запада, не к лицу тем из них, кто всерьез подумывает о выходе в глобальную экономику, лидеры бизнеса обратили взор на свой, внутренний рынок, тем более что в последнее время там обнаружился спрос на продукцию отечественной промышленности. Вот владельцы финансово-промышленных конгломератов и решили всерьез заняться не только перерабатывающими предприятиями, но и теми, где производят сложную продукцию, спрос на которую формирует прежде всего российский рынок.
Уже известно, что холдинги "Сибирский алюминий" и "Северсталь" активно скупают автомобильную промышленность: первый практически полностью скупил автобусное производство в России и сейчас выходит на уровень СНГ. А второй, "прописавшись" в автопроме, борется за заводы легкого и тяжелого машиностроения. "Сибнефть", "Русал" и тот же "Сибал" ведут переговоры об участии в самолетостроении. "Интеррос" диверсифицировал свой бизнес через объединение энергомашиностроительных предприятий Санкт-Петербурга в концерн "Силовые машины".
По словам В.Потанина, новый холдинг призван не только консолидировать значительные финансовые ресурсы, но и осуществить технологический прорыв, обеспечив условия лучшие, чем у конкурентов. За этот проект "Интеррос" взялся после детального диалога с командой, которая реализует его. Кроме того, это один из первых проектов группы, в котором четко проработана трехлетняя стратегия развития холдинга и бизнес-план. Согласно ему "Силовые машины" рассчитывают на увеличение объемов реализации до 1 миллиарда долларов, а капитализация самой компании должна составить порядка 300 миллионов долларов, хотя сейчас находится на уровне 100-150 миллионов. За счет чего будет осуществлен такой прорыв: за счет реформы энергетики, которая и обеспечит спрос, или же через внедрение новых правил игры в таком высокотехнологическом секторе, как энергомашиностроение?
ПО МНЕНИЮ руководства "Интерроса", стратегия для "Силовых машин" состоит в наборе тезисов, которые хоть и могут показаться кому-то утопическими, имеют под собой реальную почву. Тезис первый: в стране будет продолжаться экономический рост. Тезис второй: устойчивый экономический подъем позитивно повлияет прежде всего на электроэнергетику (произойдет значительный рост потребления электроэнергии). Тезис третий: эта отрасль будет нуждаться в обновлении и техническом перевооружении, чего без дополнительных государственных инвестиций сделать невозможно (то есть роста потребления электроэнергии не будет без того, чтобы РАО ЕЭС значительным образом не реконструировало свои мощности и не дало большой заказ энергетическому машиностроению).
По большому счету такой подход к новой для "Интерроса" энергомашиностроительной отрасли - проявление такой стратегии группы, которая основана на понимании руководством холдинга двух вещей. Во-первых, строить бизнес только на экспортных отраслях, без ориентации на внутренний рынок - невозможно. Во-вторых, расширять бизнес сегодня стоит в технологическом секторе, а именно в тех его сферах, где используется большая добавка интеллектуального продукта.
Именно такой алгоритм принятия решений использовал "Интеррос", инвестируя средства в "Пермские моторы". И хотя сегодня в силу недовыясненности отношений между крупными акционерами этого концерна - "Интерросом", американской компанией Pratt&Whitney, Газпромом и государством - ситуация развивается медленно, есть надежда, что в ближайшее время пермский холдинг заработает в полную силу, сполна реализуя свои возможности. Так, специалисты "Авиадвигателя" и Пермского моторного завода продолжают активно разрабатывать новые хай-тек технологии, реализуя программу создания нескольких типов качественно новых современных газотурбинных установок на базе авиадвигателя ПС-90. Эти установки имеют весьма серьезный экономический потенциал, хотя с момента своего создания вызывали немало нареканий. В значительной степени усовершенствованные, они пользуются спросом не только в России, но и за рубежом.
Есть и другое доказательство того, что сегодня инвестиции в высокотехнологичные предприятия страны необходимы и оправданы, поскольку реально могут окупиться. Например, Россия остро нуждается в двигателе для самолета ТУ-134.Пока на него ставят моторы украинского производства, которые устарели, не соответствуют требованиям экологической чистоты. Пермякам же есть что предложить: уже несколько лет они разрабатывают подобный двигатель нового поколения. Нужны только инвестиции и поддержка государства.
ЕСЛИ разногласия между акционерами в этом концерне будут разрешены, это станет хорошим примером разрешения конфликтных ситуаций и на других предприятиях, где собственники никак не могут договориться. Как известно, компании группы "Интеррос" расположены во многих регионах, поэтому вопрос о взаимоотношении власти и бизнеса имеет для холдинга большое значение. В. Потанин, как человек вхожий в коридоры власти, выделяет для себя два основных принципа взаимодействия: уважение и независимость. Проявляются они в том, что государство должно создавать условия для развития бизнеса, а бизнес - предлагать государству эффективные партнерские проекты. То есть предпринимательство, по мнению Потанина, не может быть в оппозиции к власти.
Отрадно, что сегодня такие подходы становятся не просто громкими девизами крупнейших российских компаний, но их повседневной практикой и стратегией в долгосрочной перспективе. Главное, чтобы они не останавливались на достигнутом, а лучше сказать - не останавливались вообще.