АЛЕКСАНДР ФИЛИПЕНКО, ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: "ПУСТЬ ЗАВИСТЬ БУДЕТ БЕЛОЙ"

- Александр Васильевич, ваши коллеги-губернаторы шутят, что самой трудной проблемой последнего

- Александр Васильевич, ваши коллеги-губернаторы шутят, что самой трудной проблемой последнего времени стало для вас определить, на что потратить излишки денег в бюджете автономного округа. А вы еще добиваетесь на всех высших уровнях государственной власти увеличения доли отчислений в пользу региона. Вроде не по-государственному получается. Выходит, печетесь за свой округ, спокойно взирая на то, как государство пытается латать прорехи, обделяя другие и без того бедные дотационные субъекты Федерации?
- Ханты-Мансийский автономный округ, который в значительной степени наполняет российский бюджет и дает важнейшую составляющую его валютной части, только в последние два года смог хоть что-то сделать и для своих людей. Ведь все тридцать с лишним лет с начала нефтедобычи в Западной Сибири главным лозунгом было: "Нефть - любой ценой!". Давай новые месторождения, новые трубопроводы, новые перекачивающие станции - все остальное сделаем потом... И получилось, что по уровню социального развития наш округ остался в самом конце списка.
Страшно подумать, но ведь в наших северных условиях, когда морозы доходят до минус пятидесяти, десятки тысяч людей живут во времянках и вагончиках. И как только мы начали строить жилье, больницы, учреждения культуры, дороги, как только получили возможность за счет собственных средств выплачивать добавку к пенсии ветеранам труда, отработавшим на Севере по тридцать и сорок лет, создавать нормальные условия для сирот и престарелых, так начали раздаваться не просто завистливые шепотки, а громкие вопли, что надо, мол, все делить поровну между всеми территориями. Мы в первом полугодии получили в окружной бюджет сверх запланированного один миллиард семьсот миллионов рублей, и тут же началась настоящая травля в самых тиражных газетах страны. А при нашем советском менталитете подобные статьи о том, что в Ханты-Мансийском округе некуда девать деньги, сразу всколыхнули неуемную зависть и желание немедленно все поделить...
А когда зависть затмевает разум, сложно объяснять, что жизнь в Сургуте или Нягани очень отличается от Краснодара или Астрахани. У нас зимой в курточке на улицу не выскочишь, а фрукты и овощи в цене в десятки раз дороже. И жилье здесь из-за доставки издалека стройматериалов на порядок выше, и кислорода не хватает, куча всяких болезней подстерегает, если не проводить профилактику заболеваний. А малочисленные коренные народы загнаны нефтяниками уже в самую глушь, где осталась последняя возможность заниматься привычными им промыслами - оленеводством, охотой и рыбодобычей. Без них эти люди просто физиологически не могут выживать.
- Да ведь зависть-то не от того, что вы строите жилье, а от того, что практически все объекты возводятся на уровне лучших мировых стандартов. Именно это и дает основание обвинять в помпезности, в том, что здесь, дескать, с жиру бесятся.
- Да, мы строим прекрасные, с самым современным оборудованием объекты социального назначения. Но ведь не с жиру бесимся - просто таковы реалии жизни: если сегодня сэкономить, приобрести морально устаревшее оборудование, завтра придется переплачивать, покупая новое. Но мы строим и приобретаем намного меньше, чем хотелось бы, чем заслуживают наши на удивление терпеливые и неприхотливые к бытовым условиям люди. Надо делать для них намного больше. Но - не дают возможности нашего бюджета.
Сегодня самая большая опасность для него заключается, на мой взгляд, в мотивации перераспределения средств между федеральным центром и нашим регионом. А она сводится к одному аргументу: "У вас и так всего много". Это я слышал на протяжении нескольких месяцев во всех дискуссиях, начиная от непосредственного руководства страны и заканчивая участниками думских прений.
Да, если сопоставлять абсолютный размер бюджета автономного округа и других территорий, удельные бюджетные доходы территории соотносить, то разница настолько велика, что все начинают пугаться. Но никто не хочет воспринимать одну серьезную вещь - вся эта пугающая дисгармония базируется на дне сегодняшнем. Не дай Бог, мы вступим в полосу, которая была у нас 2-2,5 года назад, когда в результате крайне низкой конъюнктуры на мировом рынке сырой нефти мы сидели по уши в долгах.
Аргументация наших руководителей заключается в том (и они правы в этом вопросе), что надо создавать одинаковые условия для жизни людей - независимо от того, живет он в Рязани, Казани или где-то еще. Но как создавать и когда создавать, поскольку равные условия мы не создадим никогда? Невыполнимая задача создать в такой большой стране, как наша, равные условия. Они должны быть относительно равные, без кричащих различий.
- И вы предлагаете свой рецепт?
- Создавать условия и помогать тем, кто сегодня не может себя обеспечить, - это одно. Но чтобы взять и все разделить - это, на мой взгляд, бесперспективный путь. Если даже все забрать из Ханты-Мансийского округа до конца и раздать всем - все равно не решить проблему. Это не выход. В результате может получиться ситуация "ни себе, ни людям". Здесь нужен очень здравый подход. Все мы живем в одной стране, одном федеративном государстве, и мы просто обязаны учитывать разные условия, которые сложились, кстати, еще и потому, что есть такая проблема, как неравномерно распределенные природные ресурсы или мощные промышленные комплексы.
- И автономный округ старается закрепить это положение на уровне своего местного законодательства...
- Дума автономного округа приняла десятки местных законов, направленных на защиту жителей нашей территории. Многие наши местные законы, решения правительства автономного округа (особенно по защите коренных малочисленных народов, по недропользованию) работают уже несколько лет, хотя до сих пор не приняты аналогичные федеральные. Может быть, нам потом придется что-то приводить в соответствие с федеральным законодательством, но мы не ждем, действуем.
У нас разработаны комплексные целевые программы по социальной политике, по защите интересов коренных малочисленных народов. Продумано финансирование этих программ, и по сути своей все они претворяются в жизнь. А без таких долгосрочных проектов нельзя. Не надо ждать милости от федеральных властей. У них полно своих государственных забот, в которых нередко интересы территорий отходят как бы на второй план.
Взять хотя бы самый свежий пример. 22 августа на очередном заседании правительство РФ рассмотрело собственный федеральный проект закона "О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Принято решение финансировать в 2002 году только 48 федеральных целевых программ из 133, которые действовали в нынешнем. Таким образом, Центр значительно сокращает федеральные целевые программы, которые пока действуют. Судьба многих северных федеральных программ пока не ясна. А это значит, что на многое средства искать придется нам самим. Вот и посудите, насколько справедливы сетования на то, что у нас в бюджете излишки денег.
- Но ведь с роялти вопрос пока решен в пользу нефтегазодобывающих территорий...
- Вот именно - пока! Многие горячие головы в столице, приученные распределять, не успокоились и будут добиваться пересмотра существующих нормативов отчисления части налога за недра в пользу федерального бюджета. У нас как-то так получается, что региональные власти постоянно должны находиться в борьбе с федеральным центром за интересы своих территорий. Это было и во времена, когда говорили, что страна сильна своими регионами, что центр силен сильными окраинами. Это противостояние интересов федерального центра и регионов сохраняется и сегодня.
Мы только за последних два с половиной года в добыче нефти добавили 23 миллиона тонн -очень серьезный рост. За такое количество нефти многие государственные деятели в других государствах удавились бы, а мы просто "выросли плюсом". А росли мы не благодаря той политике, которая сформирована государством, а порою и вопреки ей. Мы достаточно предметно пытаемся заниматься с каждой компанией, строя свои отношения на основе законодательства, - с помощью того же изменения роялти.
Мне думается, при попытке лишить наши территории роялти превалировал мотив фискальный, прежде всего наших федеральных финансово-экономических ведомств. Понятно, что существует проблема внешнего долга, и неблагоприятная ситуация нарастает. Поэтому люди, которые отвечают в стране за экономику, вынуждены искать дополнительный источник, чтобы подстраховаться. С одной стороны, вроде все понятно: надо искать возможность для государства пройти через это очень сложное время. Но обидно, что все это непосредственно касается наших интересов. А ведь следом пострадают и другие территории.
- А разве при новой системе налогообложения интерес регионов учитывается не в большей степени, чем раньше?
- То, что мы имеем от роялти сегодня, составляет около 15-16 миллиардов рублей в консолидированном бюджете. В результате расщепления ресурсных платежей мы будем иметь столько же, может быть, даже чуть больше, потому что роялти заменен совершенно новым налогом. Наряду с этим изменилась вся гамма внутри налогооблагаемой базы: ушел как таковой сбор на формирование минерально-сырьевой базы, а это очень большие деньги, порядка 10 процентов. То есть компании получили новые возможности и для инвестирования, и для формирования прибыли. А налог на прибыль теперь играет в нашу пользу, потому что при общем сокращении за нами сохранена еще существенная часть. Это такая многофигурная композиция, которая позволяет нам считать, что на сегодняшнем уровне мы сохранили позиции. Если возникнут какие-то проблемы, то они будут связаны с бюджетом развития.
Меня откровенно порадовали итоги заседания комиссии при президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Они прошли с участием полномочных представителей президента в федеральных округах и членов президиума Государственного совета РФ. Владимир Путин предложил не заниматься перетягиванием одеял всеми уровнями власти на себя, а попытаться направить энергию на дело - повышение эффективности назревших проблем с позиции защиты интересов человека. Общий настрой заседания показал, что проблема разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями чрезвычайно ответственная, трудная и сложная, но ее актуальность очевидна.
Президент подтвердил, что категорически против суперцентрализации, против возврата к тому, что было. Нужно вычистить в законодательстве все то, что вторгается в компетенцию субъектов со стороны Центра. Чем меньше возможности мы оставим для сферы совместной компетенции, тем будет понятнее и прозрачнее мера ответственности каждого уровня власти. А значит, власть будет работать эффективнее и технологичнее.
- Вы с тревогой говорите о необходимости наращивать объемы геологоразведки, хотя, казалось бы, это в первую очередь проблема тех, кто добывает газ и нефть, проблема в конце концов руководства государства, а не губернатора.
- В начале лета в рамках экономического форума в Санкт-Петербурге прошел "круглый стол" по теме "Стратегия недропользования в России на XXI век. Совершенствование государственной политики в области недропользования". Выступали видные ученые, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители нефтяного и газового бизнеса. Лейтмотивом всех докладов была мысль о том, что государство сегодня отказывается от намерений восполнять запасы углеводородного сырья. Сегодня в почете те, кто собирает деньги, а не те, кто их зарабатывает и формирует бюджет страны.
Логика тех, кто за отказ от бюджетного финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы, формальна и не аргументированна. Крупные нефтяные компании, имея достаточные запасы, не будут заниматься геологией. Мы обязаны думать о завтрашнем дне. Новации правительства, на мой взгляд, не защищают интересы государства. Нам приходится отменять окружные законы о стимулировании геологической отрасли, потому что они входят в противоречие с законами федеральными. Ни один закон не будет работать, если в нем не сбалансированы интересы всех участников процесса. А правительство пытается разрушить этот баланс.
- Знаю, что, возражая против такой схемы, вы неоднократно на разных уровнях предлагали свой вариант решения проблемы.
- Необходимо, на мой взгляд, вести речь о постепенном, поэтапном отходе от действующей системы в отмене оборотного налога на восстановление минерально-сырьевой базы не одномоментно, а по частям, снижая в год нагрузку на 20 процентов. За пять лет без особенных рисков мы создали бы хоть какую-то альтернативу и убедились бы в том, что компании сами сознательно работают на свою перспективу и наращивают эту базу. А если не обнаружим этого большого желания, нашли бы какие-то возможности законодательные, которые бы стимулировали компании этим заниматься. Не принуждали, а понуждали.
Сегодня есть компании, у которых 50-кратные запасы, - то есть 50 и более лет они могут работать. Но я хотел бы увидеть, кто сейчас захотел бы еще тратить деньги на разведку. Мировая практика такова, что, как правило, компании имеют двадцатилетний запас нефти. И наши компании борются за то, чтобы у них было больше ресурсов не только для того, чтобы обеспечить себе надежное будущее. Во-первых, это выбор, потому что свежие месторождения более эффективны и продуктивны, а во-вторых, и это очень важно, чем больше запасов, тем компания дороже стоит, тем привлекательнее для инвесторов серьезной перспективой обладает только "Сургутнефтегаз". Сегодня они занимаются геологоразведкой потому, что это государственные деньги. Завтра, когда это будут их деньги, они тоже начнут экономить. И если вдруг встанет выбор, на чем экономить, то они начнут экономить на геологоразведке.
- И это в конечном счете приведет их к бесперспективности. В чем ни одна серьезная компания не заинтересована.
- Но при этом надо, чтобы геологоразведка была четко законодательно определена на государственном уровне. Ближайшие 25-30 лет половина углеводородного сырья будет добываться в Западной Сибири, других альтернатив нет. И, видимо, нужно не отменять наши местные законы по поддержке геологии, а принимать аналогичные федеральные. Я предложил направить все материалы "круглого стола" в рабочую группу президиума Госсовета, а она до конца года намерена представить президенту концепцию природо- и недропользования России.
С отменой налога на восстановление минерально-сырьевой базы автономный округ потеряет серьезные инвестиции - порядка миллиарда долларов только в текущем году. Это та сумма, которую государство - и бюджет федеральный, и бюджет региональный - тратило на финансирование геологоразведочных работ. Представляете, сколько за этим миллиардом людей, предприятий и коллективов? И если говорить о так называемом мультипликативном эффекте, то это доходы всех уровней консолидированного бюджета округа.
- И что, окружная власть ждет милостей от государ-ства?
- В последнее время я провел переговоры со многими руководителями крупных нефтедобывающих компаний, с руководством Газпрома, с предприятиями, заинтересованными в разведке и освоении месторождений редких ископаемых, драгоценных металлов и драгоценных камней Приполярного Урала. Мы находим общий язык, заключаем договоры, но выполнение их во многом будет связано с федеральным законодательством, с его изменениями в ту или иную сторону.
Теперь стало популярным говорить о том, что нужны "точки роста". Так нужно поддерживать их - в этом наше спасение! Не надо пытаться всех реанимировать, потому что просто возможностей не хватит у страны. Но там, где можно за счет стимулов быстро двинуть производство вперед, - это надо делать. Одна из точек роста - Ханты-Мансийский автономный округ, который за последние три года очень стабильно развивается.
Федеральный бюджет практически ничего не выделял нам последние десять лет. Совершенно очевидно, что закончилась та пора, когда считали, что мы живем на острове благополучия. Нет, давайте начнем считать и долги федерального бюджета, а они значительные.
- И все же обывателю, завистнику, как вы говорите, мозолит глаза то, что в Ханты-Мансийском автономном округе проходят многочисленные фестивали, разного рода многолюдные форумы, ваши представительные делегации ездят по всему миру. И на это тратятся огромные деньги.
- А вы попробуйте спросить у москвичей или жителей многих регионов страны, где находится Ханты-Мансийский автономный округ и чем там люди занимаются, как живут. Уверен, что осведомленных окажутся единицы. Так это в нашей родной стране, а про заграницу я вообще молчу. Если уж у большинства жителей Западной Европы очень смутное представление о России вообще, то о нашем автономном округе и говорить бессмысленно. Большинство про такой вообще не слыхало. А мы при этом хотим получать инвестиции. Да ведь прежде чем мы привлечем на свои территории деньги, надо, чтобы люди знали о том, куда они их будут вкладывать, чтобы не абстрактное, а конкретное представление имели. Так что все проводимые у нас фестивали и научные конференции, во-первых, позволяют представить территорию во всей красе, а во-вторых, способствуют развитию науки, культуры, здравоохранения. Дают людям возможность самоутверждения, гордости за свой край, за своих талантливых земляков.
Эта наша политика позволила за последние несколько лет привлечь из столичных городов на постоянную работу многих видных деятелей науки и культуры, потому что они получили такие возможности работы, о каких не могли даже мечтать в своих столичных учреждениях. Можно без лишней скромности сказать, что за последние пару лет наш автономный округ получил огромный импульс своего культурного и духовного развития. Нам бы теперь сохранить все это, продолжить начатое и задуманное на перспективу, осуществить все, чего заслуживают наши люди, живущие в крайне суровых и неблагоустроенных условиях.