МАСТЕР РАЗВАЛА

Там не действуют грузинские законы, не используется грузинская валюта. Уровень автономии

Там не действуют грузинские законы, не используется грузинская валюта. Уровень автономии Аджарии таков, что практически тут тоже самостоятельная территория.
Для понимания ситуации важны мнения грузинских политических деятелей о своей власти. Глава Аджарии Аслан Абашидзе избегает открытого конфликта с Тбилиси, строит прагматические отношения с центральной властью, но оценка, которую он ей дает, уничтожающа. Не так давно Абашидзе сказал, что "новое руководство со дня захвата власти единственным инструментом управления страной избрало политику шантажа, конфронтации и силовых методов, которые переросли в государственный терроризм. Все это не могло не лечь в основу внутренних конфликтов".
Что касается лидеров Абхазии и Южной Осетии, то их крайне негативное восприятие политики, действий Белого Лиса во всех сферах жизни общества самоочевидно. Но и в Тбилиси Шеварднадзе подвергается все более жесткой критике. Депутат парламента, лидер Всегрузинского политического движения "Эртоба" ("Возрождение") Джумбер Патиашвили во всеуслышание заявил: президент Шеварднадзе "не в состоянии выполнять возложенные на него конституцией обязанности, так как он не обеспечивает территориальную целостность страны, безопасность населения, не соблюдает и не защищает на международной арене интересы Грузии и поэтому должен уйти в отставку". По словам Патиашвили, нынешняя власть и президент страны завели Грузию в "катастрофический тупик, и существует вполне реальная перспектива потери страной своей государственности".
Похоже, президенту Грузии никак не дается работа по созиданию (еще со времен Союза), зато сопутствует полный успех в искусстве развала. Даже финансовая подпитка со стороны США при пока еще дешевых энергоносителях из России, не желающей отталкивать традиционно дружелюбно расположенный к нам народ (он-то ни при чем), не позволяет президенту Грузии построить нормальную экономику. Весь национальный бюджет страны не превышает 550 миллионов евро. А вот государственный долг достиг 2 миллиардов евро.
Результат "провального" руководства республикой - катастрофически низкое доверие граждан Грузии к своему руководителю. На выборах местной власти потерпели поражение силы, поддерживающие Шеварднадзе. На взгляд бывшего посла России в Грузии Феликса Станевского, "это случилось из-за ощущения бессмысленности той системы власти, которую Шеварднадзе создал за десять лет руководства независимой Грузией".
Вряд ли грузинский президент является "системным" недругом России, однако, не сумев устроить в родном доме нормальную жизнь, он кинулся за помощью к тем, "кто больше даст", - к американцам, которые по существу вынуждены в известной мере содержать его режим. Чтобы отработать деньги, Белый Лис, судя по всему, внутренне согласен на определенный геополитический передел в регионе вопреки сложившимся историческим традициям. Обслуживающие режим ученые мужи стремятся доказать, будто ошибкой был Георгиевский трактат - так называют договор между Россией и грузинским царем Ираклием II, заключенный 24 июля 1783 года в крепости Георгиевск. Российское правительство приняло тогда Восточную Грузию под свое покровительство, гарантировало ее автономию и защиту в случае войны.
А вот штрих из области, так сказать, политической психологии. По мнению первого заместителя директора Института стран СНГ Владимира Романенко, Шеварднадзе испытывает зависть к тому, как Россия прагматично и последовательно ведет себя на международной арене. В результате, считает эксперт, раздраженный Белый Лис раздувает мировой скандал, чтобы привлечь к себе внимание и деформировать отношение к России.
Мнение многих политических и общественных деятелей точно выразил тот же Джумбер Патиашвили: "Он не в состоянии установить конструктивные отношения с руководством России". Депутат считает, что президент Шеварднадзе "всячески стремится сформировать новый образ "внешнего врага" и этим оправдать сложившееся в стране бедственное положение и недееспособность власти". "Если совсем недавно Грузия была расколотым, нищим и голодным квазигосударством с коррумпированной властью, то сегодня ее уже воспринимают как страну, еще и покрывающую международный терроризм", - подчеркнул он.
Дело Грузии - менять внешние ориентиры, считает бывший посол России в этой республике Феликс Станевский. Но, по его мнению, такая радикальная перемена должна привести к соответствующей реакции и с российской стороны - нет резона строить отношения так, будто мы стратегические партнеры.
Спектакль вокруг "выдавливания" заранее предупрежденных боевиков из Панкиси, покрывательство террористов, нежелание выдать чеченских бандитов России - все это еще отчетливее выявляет политическое и силовое бессилие Шеварднадзе, пытающегося удержать власть с помощью интриг, обмана, поиска мнимого врага. Бывший руководитель грузинской службы безопасности опальный Игорь Георгадзе, скрывающийся за пределами Грузии, уверен, что таинственные самолеты над Панкисским ущельем - это провокация со стороны Шеварднадзе.
Но, думается, будь президент Грузии в силе, вряд ли он при своей дружбе с США позволил бы международным террористам столь вольготно чувствовать себя в Панкиси. (Между тем американские спецслужбы уверяют даже, что нашли "грузинский след" в событиях 11 сентября прошлого года)...
Удивляться своеобразным "талантам" грузинского президента не стоит. Практически он всю свою "сознательную политическую жизнь" действовал по выработанным для себя зачастую деструктивным правилам. Будучи членом Политбюро, без меры восхвалял Брежнева. Потом вдруг, почуяв иную конъюнктуру, стал яростным демократом. А вернувшись в Грузию, повел себя не лучше Слободана Милошевича, развязав кровавую гражданскую войну с Абхазией. Можно вспомнить и его искусство развала, проявившееся в завершающий период существования СССР. Став министром иностранных дел Союза, Шеварднадзе практически организовывал бесславное "бегство" советских войск из Германии, хотя, по оценке экспертов, за это можно было списать все долги СССР. Передал под юрисдикцию США часть Берингова моря, имевшую особое экономическое значение для советской стороны, и из-за этого Россия терпит теперь большие убытки - 200 миллионов долларов в год...
И все же Эдуарду Амвросиевичу, хватающемуся из последних сил за власть, вряд ли удастся окончательно разрушить все то доброе, что было накоплено в отношениях между Россией и Грузией. Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Борис Пастухов считает, что "и грузинские политики и наши российские комментаторы должны прежде всего исходить из того, что между нашими народами всегда существовали проверенные веками отношения добрососедства и с нынешней "свалкой", которую заварили недальновидные грузинские политики в Панкисском ущелье, отношения между двумя великими народами не кончаются".