АМАЗОНКИ СНОВА В МОДЕ

Количество военнослужащих-женщин в последнее время растет неимоверно быстро. В России, где традиционно сильны патриархальные традиции, процесс феминизации армии не слишком бросается в глаза. В странах же Западной Европы и особенно в США отмечается наиболее высокая численность женщин в боевых подразделениях. Так, в американской армии уже служат десять генералов-женщин. Одна из них - генерал-лейтенант Кэрол Маттер, начальник штаба корпуса морской пехоты. Но все ли так "однозначно"?

Участие женщин в воинских формированиях различных государств, как свидетельствуют исторические документы, имеет давнюю традицию и не является феноменом XXI века. Женщины составляли часть военной организации не только в средние века, но и в эпоху классической древности.
В письменных источниках древних цивилизаций Греции, Индии и Рима упоминается о том, что у кельтов, германцев и иных индоевропейских народов женщины непосредственно участвовали в боевых действиях, оказывая целенаправленное морально-психологическое воздействие на воинов-мужчин. Некоторые из них даже возглавляли воинские формирования.
Между тем общество, принимая во внимание важность репродуктивной функции женщины, а также ее роль в воспитании детей, исторически стремилось уберечь ее от опасностей и трудностей военной службы. Только благодаря сильным феминистским движениям в США, Канаде и Франции на рубеже XX века представительницы прекрасного пола начали свою самореализацию в военно-профессиональной деятельности.
Сегодня вряд ли кто возьмется оспаривать тот факт, что женщины могут составить серьезную конкуренцию многим мужчинам по таким военным специальностям, как врач, психолог, юрист, оператор АСУ, и многим другим. Но это все, что называется, тыловые профессии. Когда же речь заходит о боевых подразделениях, мнения военных и специалистов расходятся.
Некогда генерал, а ныне госсекретарь Соединенных Штатов Колин Пауэлл в 1991 году перед началом операции "Буря в пустыне" говорил: "Мы уже не можем отправляться на войну без женщин". А бывший председатель комитета начальников штабов США, генерал Джон Весси характеризовал феминизацию армии как уникальное явление: "Для наших вооруженных сил это более важное по своей значимости событие, чем изобретение ядерного оружия".
Сами офицеры вообще редко высказываются против службы женщин в армии. Причина банальна - страх поплатиться за свои высказывания карьерой. В американском обществе чрезвычайно сильны как феминистские настроения, так и принципы политкорректности, утверждающие равенство полов.
В разговорах же, что называется, "без протокола" большинство офицеров, нюхнувших пороху и не понаслышке знающих, на что способен солдат в юбке, однозначно выступают против службы женщин в боевых частях.
- Более слабые физически, они не в состоянии выполнять тяжелую работу: рыть траншеи, менять колеса у грузовиков, даже нести собственный комплект боевого снаряжения, - признался один из участников военной операции в Боснии капитан Тони Джейсон. - Тогда многие женщины из состава сил по поддержанию мира просто отказывались выполнять физическую работу. Поначалу мы старались вести себя по-джентльменски. Но в условиях постоянной боевой готовности такое поведение коллег в юбках стало вызывать сильное раздражение.
А вот мнение известного российского психолога Елены Синявской: "Само понятие "женщина-солдат" противоестественно. Женщины дают жизнь, тем неестественнее кажется сочетание "женщина, несущая смерть". С этим согласны и высшие чины в израильской армии. Даже сегодня, в разгар палестино-израильского конфликта, военное командование не позволяет женщинам участвовать в боевых операциях, разумно полагая, что их пленение может деморализующе повлиять на войска.
В завершение нельзя не упомянуть древнегреческого философа Платона. Он, в частности, считал необходимой совместную воинскую деятельность мужчин и женщин. Твердым его убеждением было то, что "присутствие женщин на поле брани есть средство психологической поддержки воинов: на глазах у любимых боец будет не способен отступить, проявить малодушие, тем более дезертировать".