03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТЕАТР УЖ ПОЛОН...

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 18 Сентября 2002г.
У одних - он юбилейный, как у "Маяковки" и Молодежного, у других - обыкновенный. Впрочем, сегодня обыкновенным он не может быть ни у кого, потому что экономически трудная жизнь стационарных театров заставляет руководителей коллективов придумывать все новые варианты спасения. И главное - ставить такие спектакли, на которые бы ломились зрители, и которые были бы привлекательнее антрепризных постановок, перетягивающих значительную часть публики к себе. Сделать это непросто.

Там, где есть сильные художественные лидеры, хорошо знающие, чего они хотят и в каком направлении им нужно двигаться вместе с артистами, дела обстоят не так уж плохо, и ситуация относительно стабильная. Там же, где только восторгаются своими традициями и прошлыми заслугами, продолжая надеяться на "доброго дядю" и мифический закон о театре, все выглядит убого, пресно, скучно. Так и хочется встряхнуть этих людей и сказать им: да оглянитесь вокруг, вспомните в каком веке живете, кому будете нужны через год, два, если и пальцем не хотите пошевелить ради своего же будущего.
Именно поэтому мне показалось знаменательным выступление Михаила Ульянова на сборе труппы Вахтанговского театра. Суть его заключалась в следующем: в репертуаре театра появляются необязательные, случайные спектакли, и к ним в первую очередь относится "Ночь Игуаны" в постановке Сергея Яшина. А неоправданные претензии актеров к режиссерам часто приводили к тому, что даже Роман Виктюк, Петр Фоменко и Аркадий Кац не находили общего языка с исполнителями, превратившими вахтанговские традиции в некую индульгенцию для себя, защиту от всего нового и непривычного. Ульянов заметил, что лучше иметь "Золотую маску" за авангардную постановку (речь шла о спектакле "Сирано де Бержерак" режиссера Владимира Мирзоева), чем бестолковый репертуар, выдержанный в невнятных "традициях". По-моему, это был мужественный поступок со стороны Ульянова, решившего сказать правду своим коллегам, не снимая при этом вины с себя, как с художественного руководителя. Это был призыв к действию, движению вперед.
В новом сезоне исполнитель роли маршала Жукова перешел в наступление и объявил войну косности, чванству, непомерным амбициям, взяв курс на сотрудничество с молодыми режиссерами. Скоро тут приступит к работе Николай Рощин, до этого дебютировавший в Молодежном театре. Он будет ставить одну из пьес Аристофана, а также питерский режиссер Григорий Дитятковский, поразивший всех на "Золотой маске" своей постановкой "Потерянные в звездах". Молодой постановщик собирается представить "Короля-Оленя" Карло Гоцци в стиле комедии Дель арте. Хочется верить, что вахтанговцы воспримут призывы своего лидера, и старшее поколение артистов еще покажет молодежи, каким должен быть настоящий праздник на сцене. Ну а, скажем, Юлия Борисова будет играть не две роли, как сейчас, а больше, как, впрочем, и Юрий Яковлев, который сегодня занят всего лишь в одном спектакле "Без вины виноватые" Александра Островского.
Пьесы этого гениального драматурга середины ХIХ века в последнее время звучат особенно современно, поскольку, помимо всего, его персонажи имеют много общего с нынешними деловыми людьми, пытающимися любой ценой заработать капитал. Не случайно и Малый театр, который часто называют Домом Островского, покажет в новом сезоне две его комедии. Это "На всякого мудреца довольно простоты" в постановке Владимира Бейлиса, где заняты Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева, Виктор Коршунов, а также "Правда - хорошо, а счастье лучше" в оригинальной трактовке Сергея Женовача, где все исполнители будут моложе своих персонажей.
Юрий Соломин, прослуживший в Малом 45 лет и воспитавший за это время немало учеников, и в этом сезоне не забывает о подрастающей смене. Так, в комедии Шекспира "Тщетные усилия любви" все роли исполнят молодые актеры. Сам же Юрий Мефодьевич приступает к репетициям старинного водевиля Петра Каратыгина "Чудак-покойник", где сыграет актера-неудачника Сен-Феликса.
Как видим, этот сезон в Малом будет с комедийным уклоном, хотя его директору Виктору Коршунову не до смеха. Ведь на каждую поставку уходит от полутора до двух с половиной миллионов рублей, которые надо зарабатывать. Некоторые актеры не понимают этого и стараются при удобном случае увильнуть от маленьких ролей. Вот в Малом театре и решили: недоплачивать к установленному окладу за переработки, а платить за каждый спектакль в отдельности. Это сообщение вызвало сильное оживление на сборе труппы, каждый из актеров начал мысленно подсчитывать число своих спектаклей. Думаю, теперь многие артисты призадумаются: стоит ли им впредь отказываться от новых ролей...
У Олега Табакова во МХАТе имени Чехова тоже действует своя система оплаты, там, как известно, гонорары очень высокие. Так Табаков снял проблему актерских капризов. Подписал контракт, значит, будь любезен, отрабатывай свои денежки... В то же время театр - это не конвейер по производству одних шедевров, случаются во МХАТе и творческие неудачи. И все же Табаков не боится рисковать, экспериментировать, доверять постановки начинающим режиссерам: Миндаугасу Карбаускасу, Марине Брусникиной, выпускающей этой осенью "Сонечку" по произведению Людмилы Улицкой. В конце концов Табаков сумел договориться и с зарубежными мастерами. Из Чехии на постановку пьесы Павла Когута "Нули" приезжает Ян Буриан, а драму Леонида Андреева "Тот, кто получает пощечины" будет ставить финский режиссер Райя Синяка Рантала.
Не оставляет без внимания Табаков и родную "Табакерку", приглашая сюда самых известных режиссеров. После удачно поставленной Темуром Чхеидзе во МХАТе "Антигоны" он уговорил грузинского режиссера осуществить на маленькой сцене "Табакерки" сложнейшую, философскую пьесу Майкла Фрейна "Копенгаген". Уговорил и Роберта Стуруа повторить в его театре много лет идущий в Тбилиси спектакль "Кваркваре". В то же время Олегу Павловичу не разрешили строить новый зал для "Табакерки". "Пока не разрешили", с хитрой усмешкой сообщил на сборе труппы жизнерадостный худрук...
После долгих препирательств Анатолия Васильева с чиновниками московского управления культуры, которые упрекали известного режиссера в неэффективном использовании построенного для "Школы драматического искусства" здания на Сретенке и собирались отобрать его у коллектива, наконец все конфликты сняты (не без помощи международной театральной общественности). Начиная с 15 сентября и до конца месяца тут будут показывать мифологическое действо "Плач Иеремии", а чуть позже пойдет "Моцарт и Сальери".
Театр на Покровке пока не открывает свои двери зрителям. Зато его художественный руководитель Сергей Арцибашев, став недавно и худруком "Маяковки" (это после Табакова второй случай, когда один человек одновременно руководит двумя театрами), пообещал на сборе труппы, что теперь у артистов не будет простоев в работе. После "Женитьбы" он приступает к репетициям "Братьев Карамазовых" Достоевского. Правда из-за этого приостанавливается работа у Леонида Хейфеца над спектаклем "Король Лир". Поэтому взамен Шекспира Хейфец выпускает современную пьесу "Синтезатор любви". Ведущий программы "Ночной полет" на канале "Культура" Андрей Максимов собирается ставить в филиале театра имени Маяковского свою пьесу "Рамки приличия".
Понятно, что сейчас труппа "Маяковки" пребывает в тревожном ожидании. Артистов интересует, как поведет себя новый художественный руководитель, кого станет жаловать, а кого задвигать в угол... Для артистов это очень важно, поскольку люди они зависимые и себя на роли не назначают. Вот почему Светлана Немоляева так искренне благодарила Сергея Арцибашева за то, что он дал им возможность "отвести душу" в комедии Гоголя. И еще она сожалела, что сейчас с ними нет Наташи Гундаревой, которая, правда, в свой день рождения уже принимала гостей и теперь делает все, чтобы вернуться на любимые подмостки.
Наблюдая за артистами, которые так же, как и Немоляева искренне желали Гундаревой добра, я подумала: а ведь это своего рода семья. И для того чтобы такие театральные семейства продолжали жить, надо затрачивать много душевных усилий, быть терпеливыми, добрыми и мудрыми. Ведь разрушать легко, создавать - трудно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников