Вопрос «Труда»: Как бороться с плагиатом?

Проверять на плагиат все научные работы предложил Дмитрий Медведев

Глава правительства Дмитрий Медведев предложил разработать новую систему проверки на плагиат всех дипломов и диссертаций. Возможно, в будущем проверка коснется рефератов и курсовых работ. Так что же, придется жить не списывая?

Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования

— Простое копирование текстов отследить несложно. Труднее с изощренным воровством идей. А еще есть плагиат «по сговору»: заказные диссертации, курсовые, публикации. И ловить сперва надо не студентов-бедолаг, а чиновников с диссертациями сомнительного происхождения. Но кто этим займется? А еще необходимо формировать в обществе отношение к списыванию научных трудов как к стыдному воровству — поводу для лишения даже президентского поста.

Максим Говоров, студент

— Все эти «шалости» с крадеными дипломами и диссертациями имеют одну причину: невостребованность подлинных знаний и профессионализма в реальной жизни. Какова, скажем, управленческая компетенция у боксера, или мастера фигурного катания, или у исполнителя песен в Госдуме? Если это норма, то почему бы не прикинуться ученым?

Андрей Демидов, сопредседатель профсоюза «Учитель»

— Пора реформировать диссертационные советы вплоть до их частичного роспуска. Их стало слишком много. И защита научных работ должна быть проверкой идей и знаний, а не прелюдией к банкету. Посмотрите, что творят наши известные чиновники! Разве защита докторских с интервалами в год — не признак коррупции? Ученым, преподавателям, студентам нужны мотивации и более ответственный подход к знаниям. Наконец, полезным будет повысить ответственность за коррупцию. Нужно копать глубже: на мой взгляд, предложение Медведева носит лишь технический характер.

Ирина Абанкина, директор института развития образования ВШЭ

— Проверка на плагиат у нас существует давно: есть специальные программы, соответствующие комиссии, что следят за нарушениями. В информационном обществе гораздо проще контролировать такие вещи. Но несут ли ответственность преподаватели, чьи студенты попались на плагиате? Готово ли наше общество искренне осудить списывание научных работ? Плагиат неэффективен даже экономически, но все ли думают об этом?

Василий Герасимов, учитель

— Чтобы снизить степень плагиата в образовании, студентам и аспирантам самим надо тщательнее подходить к выбору тем для рефератов и дипломов. Когда есть искренний интерес к проблеме, вряд ли захочется присваивать чужие мысли. А властям надо вводить реальную ответственность за коррупцию и побольше внимания уделять тому же образованию.