«Водки найду», или Меломаны из Госдумы

Наши доблестные депутаты вдруг задумались: все ведь начинается с духовности, а чем заполнен наш музыкальный радиоэфир?

Озабоченные импортозамещением российские депутаты выступили с очередной смелой инициативой. Нет, не с тем, как оживить нашу полузагубленную промышленность или дышащее на ладан сельское хозяйство. Они смотрят глубже. Все начинается с духовности, а чем заполнен наш радиоэфир, конкретно говоря — музыкальный? Да на 70% там звучат чуждые нам песни на английском, французском или, страшно сказать, португальско-испанском наречии. Сколько можно терпеть такую вакханалию? А давайте-ка мы примем закон, который обяжет все радиостанции, наоборот, 75% контента отдавать отечественной продукции.

Именно с такой нехитрой мыслью выступил представитель КПРФ Иван Никитчук, и вот уже Госдума с невиданной для нее оперативностью рассмот-рела законопроект в первом чтении. Что скажешь, идея по-нынешним временам страшно своевременная. Ну зачем нам все эти «естедей» и «вот кен ай ду», особенно последнее, если все равно большинству там слышится родное «водки найду»? Вот только воплотить ее в реальность не так просто. Ну да это детали, законодатель должен парить, а не зарываться в мелочи. Но нам с вами, грешным, думать никто не запрещал.

Вот и давайте прикинем. Во-первых, откуда взять столько отечественной музыки? В одной только Москве свыше пяти десятков радиостанций, а в стране их сотни. И чем заполнять их эфир?

— На самом деле за последние 25 лет система российского музыкального радиовещания (телевидение не в счет, на нем музыка, даже на каналах, именующих себя музыкальными, не особо заметна и не имеет высоких рейтингов) вполне устоялась, — замечает гендиректор информационного агентства InterMedia Евгений САФРОНОВ. — Есть станции, где преобладает западная музыка: «Европа Плюс», «Монте-Карло» и т. п. Есть целиком или преимущественно русские по контенту: «Русское радио», «Авторадио». Есть 50 на 50 — «Радио Ретро»: Резкие движения на этом рынке (а радио, напомню, есть бизнес) чреваты потерей аудитории. Особенно мобильна молодежь: она просто уйдет в интернет, где спокойно найдет то, чего ее лишили эфирные каналы. А те, оставшись без слушателя, а значит, без рекламы, потеряют прибыль и влиятельность. Всего-то...

Людей, радеющих за все отечественное, все больше. А вот желающие всерьез задуматься на эту тему, в страшном дефиците. Проще брызгать слюной на все «не наше», а там хоть трава не расти. Так она, трава, и не будет расти. Возрождать отечественное музыкальное вещание надо с совсем другого конца. Ведь наша музыкальная индустрия, по сути, разрушена или близка к этому. За последнее десятилетие количество произведенных записей уменьшилось вдвое. Фирмы звукозаписи рухнули. Причина? Пиратство и всесилие интернет-провайдеров, которое, по сути, то же пиратство. Все дружно кинулись ругать Российское авторское общество, которое в самом деле не подарок, но, заметим, худо-бедно что-то платит авторам. Но через РАО проходит 4 млрд рублей в год. А через интернет-провайдеров — 300 млрд. И они ничегошеньки не отчисляют тем, кто создает контент, ими продаваемый (в трафике Рунета 80-85% составляют кино и музыка). Надо ли удивляться тому, что число новых песен катастрофически сокращается?

— Ситуацию могло бы исправить государство — как исправляло оно ее в советские годы, когда у Министерства культуры была программа поддержки массовых музыкальных жанров, — продолжает Сафронов. — Но теперь же искусство свободно от госопеки. Особенно эстрадное. Думали, что она, в отличие от кино или академической музыки, проживет на подножном корме. Да, проживет — шансон, дворовый рэп... Вот с ними и останемся, их и будем передавать по сохранившимся радиоканалам. А с рок-музыкой и джазом придется расстаться. И с авторской песней — тоже.

Да, похоже, и изрядно поднадоевший Киркоров при таком развитии событий покажется соловьем в сравнении с лезущим из всех щелей блатняком. Депутаты говорят нам: квота на отечественное работает в Белоруссии, Франции, на Украине: Но во Франции она обязательна только для государственных каналов, которых явное меньшинство. В Белоруссии радиорынок, и без того слабый, в результате госрегулирования уменьшил свое влияние. На Украине 50-процентную квоту попробовали ввести, но еще года четыре назад уменьшили до 25%, что приблизило страну к общеевропейскому уровню. Вот такие детали.

Однако нашим депутатам аргументы неинтересны. Сколько уже было подобных нелепых предложений — например, о квотировании репертуара кинотеатров. Каждый раз специалисты кино доказывали на пальцах: да нет у нас столько фильмов, чтобы поддержать на плаву кинопрокат (и это при том, напомню, что у кино, в отличие от музыки, господдержка есть). И насчет музыки точно такие же предложения делались — последние пару лет назад. Пошумели и затихли. И вот новый приступ «квасного патриотизма».