08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЫЛО ТРИ СОЛНЦА

Захарова Наталья
Опубликовано 01:01 18 Октября 2001г.
У отрогов Мяо-Чанского хребта, который расположен в семидесяти пяти километрах от Комсомольска-на-Амуре, начинаются владения коренного дальневосточного народа - нанайцев. Вот здесь и надо искать мои Хурмули. Поселок образовался как территориальная единица в предвоенные годы. А название поселку дала легенда нанайского народа, который "окрестил" это место.

В древней этой легенде говорится, что давным-давно на земле было не одно, а три солнца. Было так жарко, что вода в Амуре кипела, камни были мягкими, как воск. Трудно тогда жилось нанайцам. Зверя оставалось мало, рыба умирала от жары. И сказал тогда охотник по имени Кадо: "Жить слишком горячо. Я хочу застрелить два солнца". Он взял лук со стрелами и пошел на север. Вырыл в тайге яму и, спрятавшись в ней, затаился. Когда взошло первое солнце, Кадо меткой стрелой сбил его. Во второе солнце он не попал, но зато третье последовало за первым. Осталось на небе только одно солнце. А те места, куда упали и рассыпались в прах два солнца, опалив камни и сжигая все вокруг, нанайцы и прозвали - Хурмули, что в переводе означает "голый камень". Вчитайтесь в название - словно камешки перекатываются по дну.
Только великий человеческий труд способен был преобразить суровую местность. Земля глинистая и безродная, повсюду и впрямь преобладают мелкие камни. С приездом в военные и первые послевоенные годы репатриированных из Поволжья немцев, из Западной Украины - украинцев поселок преобразился (нет худа без добра?). Здесь построили новое депо, станцию, организовали леспромхоз, стала работать база орса. Вокруг населенного пункта разбили и культивировали почву под огороды, сажали картофель, стали повсеместно разбивать фруктовые сады, разводить крупнорогатый домашний скот, который был в диковинку для коренного населения, привыкшего к охоте на дикого зверя.
Помню, ребенком отец на мотоцикле возил меня в покинутую деревню Бичевую. В этих местах водилось множество глухарей, брал свои истоки чистый, прозрачный ключ. Еще близ Бичевой росли в великом множестве кусты дикой малины, которую мы собирали ведрами. На мой вопрос, почему деревню назвали Бичевой, отец рассказал, что в сталинские годы людей, которые в то время занимались свободной торговлей, сельскохозяйственным трудом на своих огородах, судили за тунеядство и отправляли на поселение с принудительным трудом. Помню, как сжималось сердце у меня, ребенка, при виде полуразрушенных домов без окон и дверей, огородов, заросших бурьяном. Слезы застилали глаза, когда во дворе одной покинутой людьми хаты увидела резиновую головку куклы. Сколько человеческих судеб переплелось в этом злополучном месте, сколько родилось детей и погибло взрослых!.. Может быть, еще кто остался жив, кто в начале шестидесятых, конце пятидесятых годов жил в этой самой Бичевой? В лесу эти люди работали, затыкая за пояс старожилов, выдавали две нормы сверх плана... Стрекот пронзительный кузнечиков в покинутой деревне звенит у меня в ушах как память о тех людях, которые когда-то здесь жили...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников