ПРИЗРАК ХИРОСИМЫ

Обсуждая визит госсекретаря Кондолизы Райсв Москву, здешние СМИ дружно оценивают его как неудачу по главному пункту обсуждавшейся ею повестки - о ядерной программе Ирана. Отмечается жесткий тон заявления министра иностранных дел Лаврова, сделанное им по телевидению. Ясно, что Россия не согласится поставить вопрос об этой программена обсуждение Совета Безопасности ООН, как того хотели бы США. А если это все-таки произойдет, отмечают обозреватели, Россия способна наложить вето на любое его решение.

Формально возможность обсуждения имеется: в сентябре Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) приняло резолюцию, позволяющую передать этот вопрос в Совбез, что чревато, во всяком случае потенциально, введением санкций ООН против Тегерана. Реальной причиной несогласия России американские СМИ считают то, что она помогает строить атомную электростанцию в Бушере, иначе говоря, рассчитывает на этом крупно заработать.
Президент Буш несколько раз говорил, что не понимает, зачем стране, владеющей огромной долей мировых запасов нефти, понадобилась АЭС. Он также выражал надежду, что иранцы "образумятся" и не доведут дело до открытого конфликта, добавляя, что в этом случае "на столе остаются все варианты действий". Имеется в виду вплоть до силового.
Последний демарш в том же направлении - выступление посла США в ООН Джона Болтона в телепрограмме компании Би-би-си "Ньюснайт". Он вообще отличается недипломатичной резкостью суждений, а в этот раз просто бил кувалдой по Тегерану.
Болтон сказал, что иранские правители хотят любой ценой заполучить ядерное оружие, чтобы запугивать другие страны Ближнего Востока, а возможно, и передать его террористам. По его словам, они разрабатывают его уже 18 лет, обманывая международную общественность и скрывая свои действия. Нетрудно догадаться, что даже самые смелые дипломаты подобные заявления не делают без ведома вышестоящих инстанций.
Вполне понятно, что местные "говорящие головы" рассматривают это как еще одно "серьезное предупреждение" Тегерану. В этой связи вспоминается, что Пентагон недавно обзавелся новой ядерной доктриной, в основе которой - формулировка президента Буша, которую он высказал в декабре 2002 года: США будут исходить из того, что прежний принцип ядерного устрашения может быть неэффективным, поэтому на угрозу своей безопасности они будут реагировать "с превосходящей мощью", включая применение ядерного оружия.
Тогда же были обозначены две страны, от которых исходит главная угроза, - Иран и КНДР. Правда, военные эксперты сошлись на том, что новая доктрина нужна не столько для обоснования применения ядерного оружия, сколько как козырь при переговорах о ядерных проблемах. То есть нынешний напор на Иран может оказаться политическим блефом. Но может оказаться и прелюдией к решительному шагу, как это было с Ираком. Буш доказал, что может делать такие шаги вопреки всему и всем. Единственное, что реально может его удержать, - это то, что США уже ведут войну на двух направлениях и ресурсы их не безграничны.
По окончании переговоров с госсекретарем США Кондолизой Райс в Москве Сергей Лавров заявил, что право обогащать уран есть у всех участников Договора о нераспространении ядерного оружия. Как известно, Иран - его участник. Лавров добавил: "Москва выступает за рассмотрение иранского досье в рамках МАГАТЭ. Инспектора агентства находятся в Иране на постоянной основе, они докладывают совету управляющих о прогрессе. Мы не видим оснований для того, чтобы передавать этот вопрос в другие организации".