СЦЕНИЧНОЕ И ЦИНИЧНОЕ

Городские конфликты, возникающие при строительстве, зачастую неизбежны. В таком бурно развивающемся мегаполисе, как Москва, - тем более. Сегодня строительство и реконструкция в Москве ведутся одновременно на нескольких тысячах площадок, вокруг которых переплетается множество различных интересов. Но, как свидетельствует обширная практика, в 95 случаях из 100 москвичи готовы терпеть временные неудобства ради того, чтобы их район стал более красивым, престижным, комфортным.

В тех случаях, когда же противостояние интересов достигает критической отметки, московские власти стараются найти компромиссное, цивилизованное решение возникающих в ходе строительства споров. Если новое строительство влечет за собой ухудшение условий проживания граждан, это становится предметом особых договоренностей между инвесторами, строителями и жителями. Однако подобное положение вещей нередко ведет к тому, что появляются люди, желающие заработать на конфликтах вокруг строительства. А если конфликта нет, то его можно создать.
Похоже, именно так возникла острая ситуация вокруг строительства нового помещения для знаменитого московского театра "Мастерская Петра Фоменко". Его проект разработал один из лучших архитекторов Москвы - Сергей Гнедовский. В проекте учтена чрезвычайная сложность участка строительства, поскольку здание придется встраивать в откос, который спускается к набережной Тараса Шевченко. Здание театра поднимется над землей со стороны ближайшего дома по Кутузовскому проспекту всего на один этаж (при обзоре из окон верхних этажей крыша театра и вовсе сольется с естественным рельефом), а со стороны набережной - на семь. Под зданием театра спроектирована двухуровневая подземная автостоянка, то есть билеты в театр можно будет предъявить не только на входе, но и на въезде в паркинг. Главной же удачей архитекторов специалисты признают оригинальную плоскую кровлю, на которую по окончании строительства будет высажен газон. То есть кровля здания станет пешеходной зоной, доступной всем желающим, а когда на другой стороне Москвы-реки закончится строительство Сити, превратится в смотровую площадку.
Казалось бы, данный проект, который априори не может никому помешать, жители близлежащих домов должны только приветствовать. Соседство со столь знаменитым театром, безусловно, повысит престижность, а значит, и цену на их квартиры. Ведь до сих пор во всем Западном округе нет ни одного драматического театра. А тут - свой, под боком, престижный и знаменитый. Пожалуй, мало какой коллектив в Москве может похвастать таким интересом к себе со стороны публики и критики. Мало кого из "наших" так ценят за рубежом.
Но не тут-то было! Жители дома N 30/32 по Кутузовскому проспекту стали активно препятствовать строительству театра. Начались митинги, пошли коллективные обращения... Теперь готовится судебный иск, причем не к строителям или властям, а... к театру.
Аргументов против строительства театра Петра Фоменко инициативные жители выдвинули немало. Они меняются с калейдоскопической быстротой, потому, видимо, окончательно не сформулированы. Как любил повторять один литературный персонаж: "Давайте шумэть!" Складывается впечатление, что на вооружение взят принцип "что-нибудь да сработает".
Среди доводов был тот, например, что жителям негде станет гулять с собаками. Оказалось, однако, что у жильцов дома есть огромный двор, который по площади в несколько раз больше участка, отведенного под строительство. Кроме того, рядом с домом есть парк площадью в гектар, который строительством затронут не будет.
Еще один вариант претензий - потребуется вырубить 64 дерева. При этом никого не убеждает, что вместо них будет высажено более ста.
Мотивировка противников строительства также состоит еще и в том, что вместо (или вслед за) театром будут, дескать, строить казино, стрип-бары и другие развлекательные заведения.
Между тем это прямая подтасовка фактов. Как заметил директор театра А.Воробьев, по части строительства нового здания у театра нет ни спонсоров, ни кредитов. Это здание в соответствии с постановлением правительства Москвы возводится за счет средств города. Финансирование прописано отдельной строкой в бюджете. В этом здании не будет ничего, что не соответствует театральному процессу: ни банков, ни ресторанов, ни кафе, ни казино. Это будет сугубо театральное здание.
Впрочем, доказать что-либо тому, кто не желает слушать, крайне сложно. Воинствующие жители своевременно были осведомлены о проекте строительства во всех подробностях, но тезис о казино и ночных клубах по-прежнему активно эксплуатируется - вопреки всякой логике.
В ходу еще одна версия: подземные работы повредят фундамент жилого дома. Экспертиза, свидетельствующая, что с фундаментом ничего не случится, опять-таки никого не убеждает.
В чем же причина такого, мягко говоря, странного поведения жителей? Что гонит их на митинги и в суд? За что на самом деле они ополчились на театральный коллектив, составляющий гордость и славу нашей современной культуры?
Зачастую причиной недовольства жителей является недопонимание, а иногда и неприятие того непреложного факта, что они живут в условиях постоянно развивающегося мегаполиса. И все можно было бы списать на объяснимое нежелание менять привычный уклад. Однако чаще всего разжигание конфликтов вокруг нового строительства - дело рук "инициативных групп", занимающихся откровенным давлением на строителей в своих корыстных интересах. Искусственное раздувание конфликтов вокруг строительства является в некоторых случаях и способом политической рекламы. Видимо, не случайно якобы стихийно возникший митинг жителей дома N 30/32 сопровождали громкоговорители, плакаты, символика КПРФ. Характерно, что митинг довольно быстро свернул с темы строительства театра к агитации за конкретного депутата, который "прекратит засилье развлекательных центров".
В связи с приближением выборов опасность использования городских конфликтов для создания популистского политического пиара растет. И делается это подчас довольно цинично. Хотелось бы предостеречь москвичей от того, что их могут использовать в политических играх. Граждане должны понимать, что те, кто сознательно раздувает конфликты ради прохождения в органы законодательной власти, вряд ли собираются решать их реальные проблемы.