Жуй салат, спасай Россию!

Активисты организации «Правда о еде» угощали москвичей в общественном транспорте свежими салатами собственного приготовления

Вчера москвичи могли приобщиться к здоровому образу жизни и слегка перекусить, не выходя из общественного транспорта. Активисты организации «Правда о еде» угощали пассажиров электричек, метро и троллейбусов свежими салатами собственного приготовления — чтобы завсегдатаи заполонивших столицу заведений фастфуда наглядно почувствовали разницу и перешли на фрукты и овощи.

В первые минуты полусонные пассажиры электрички Казанского направления, где стартовала акция, смотрели на активистов с недоверием. Обычно в проходе толпятся навязчивые продавцы канцелярских товаров, сомнительного качества бытовой химии или просто попрошайки. А тут симпатичные девушки, облачившиеся в костюмы стюардесс, разносят по вагону салаты. Но как только выяснилось, что девушки беспокоятся не о выгоде, а о здоровье пассажиров, народ оживился. «Некоторые даже помогали девушкам раздавать салаты, — говорит Максим Ракша, один из организаторов акции. — Хотя мы, конечно, не просто кормили, но и попутно всех агитировали за правильное питание».

Наверное, лучше такой наглядной агитации не придумать. В наше время не часто встретишь человека, который что-то бесплатно раздает. В лучшем случае такой щедрости можно ждать от промоутеров, предлагающих жвачку или сигарету, да и те угощают с надеждой, что в следующий раз в магазине человек отдаст предпочтение их марке. Но теперь вот на городских улицах появились активисты общественных организаций, которые не призывают голосовать за «самого лучшего кандидата», а агитируют за здоровый образ жизни, причем довольно оригинальными способами.

Например, участники «Правды о еде» минувшим летом в час пик раздали 5 тысяч свежих яблок водителям, томившимся в московских пробках. Вместе с фруктом вручали листовку с призывом начинать каждое утро с хорошим настроением. Водители открывали окна, принимали угощение и обещали улыбаться чаще. Даже дорожные рабочие, которые в это время чинили асфальт и тем самым невольно поспособствовали образованию пробки.

А в сентябре «Правда о еде» отправила прогуляться по центру Москвы девушку Дашу, наряженную в платье из сырого мяса. В отличие от первоисточника идеи, мастера эпатажа Леди Гаги, москвичка не собиралась просто произвести впечатление на зрителей. Дашин наряд должен был напомнить прохожим, что животные жиры вредны для организма и гораздо полезнее есть богатую витаминами пищу.

Подобные акции проходят не только в Москве. Например, в Сургуте этим летом прошел флешмоб «Здоровый образ жизни», когда людям на улицах раздавали фрукты и овощи. В Сыктывкаре отметили День вегетарианства (1 октября), угостив людей яблоками и бананами. А в Томском университете с недавних пор всех студентов с утра угощают кашей.

Конечно, в голову невольно закрадывается мысль, что за всем этим гастрономическим благородством стоит бизнесмен с толстым кошельком. Который сам преспокойно ест стейк и отстегивает деньги на рекламу огурцов или растительного масла, которыми он сам ударно торгует. Однако время идет, а реклама в ходе акций не появляется. А создатели движения уверяют, что подобные перформансы обходятся им достаточно дешево и не требуют привлечения богатых спонсоров.

«Мы вчера потратили всего 5 тысяч рублей, чтобы накормить салатом 500 пассажиров. Овощи мы покупали оптом, как и масло. В ресторане, наверное, такой салат будет стоить раз в пять дороже. Но мы экономим на главном — на рабочей силе, делая все своими руками. А когда мы устраивали акцию с платьем из мяса, то закупили 15 кило всего за 4 тысячи рублей. Спонсируем себя сами, все своими силами», — говорит Максим Ракша.

Кстати, о силе. Привлечь людей к подобным акциям становится все проще. Мода на фастфуд постепенно уходит в прошлое, уступая место любви ко всему натуральному и здоровому. Причем если в советские времена к здоровому образу жизни скорее принуждали, чем приобщали, то теперь идейные вдохновители используют те же механизмы, что и в грамотной рекламе. «Образ стюардесс выбран не случайно. Во-первых, так мы хотели напомнить, что некоторые авиакомпании уже отказались от продуктов с насыщенными жирами на борту своих самолетов. Ну а во-вторых, улыбка стюардессы — это же мечта любого мужчины», — говорит Максим Ракша.

Добавим, что рынок натуральных органических продуктов — один из немногих в мире секторов, который во время кризиса не только ничего не потерял, но еще и подрос на 7-8%. А всего за последние десять лет здесь товарооборот увеличился в три раза. В России показатели пока не такие внушительные, однако тенденция постепенно приходит и к нам.

И если еще шесть-семь лет назад сводить ребенка в «Макдональдс» считалось святой обязанностью родителя, то теперь о посещениях подобных заведений народ предпочитает вслух не говорить. Зато привычной темой для обсуждения стали выпуски передач о контрольных закупках.

Директор еще одной общественной организации, Общенациональной ассоциации генетической безопасности, Елена Шаройкина так охарактеризовала сегодняшнее отношения россиян к еде: «Мы уже пережили тот период, когда покупатель ориентировался только на яркую упаковку. Теперь для потребителя имеет значение рецептура, по которой изготовлялся продукт, его вкус. Все чаще люди начинают понимать: то, что мы ели в детстве, было вкуснее. Вкуснее были конфеты, вкуснее была колбаса. Потому что все было отечественного производства, было натуральным. Вторая ступень — это внимание к репутации производителей. Покупатели обращают внимание на безопасность продукта с точки зрения добавления в него химических добавок, следят за результатами проверок. Третьей ступенью в скором времени станет развитие рынка органических продуктов в России. В мире за последние десять лет он вырос в три раза. Люди готовы платить за то, чтобы быть уверенными в том, что к ним на стол попадают качественные продукты».