09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ: МОЙ БОГ - РОДИОН ЩЕДРИН

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 18 Ноября 2000г.
"Я - маленькая балерина. Всегда мила, всегда нема". Это явно не про Плисецкую. Борьба -ее естественное состояние, и слово в этой борьбе нередко играло важную роль, куда большую, чем в жизни многих коллег Майи Михайловны.

Вспомните хотя бы ее телевизионные выступления перестроечной поры. В них балерина страстно, полемично утверждала свои принципы, причем не только в искусстве... Но потом этих выступлений стало заметно меньше. Отчасти потому, что судьба определила артистке подолгу жить вдалеке от родины. Но и поменялся сам градус ее отношения к людям и жизненным коллизиям... О причинах этой перемены и о многом другом удалось поговорить с прославленной танцовщицей, на днях приехавшей в Москву.
- Распространено мнение, что вам лучше удаются образы с темной, демонической "окраской": Одиллия, Кармен, Оборотень-паук... Это справедливо?
- Когда я только начинала работать в Большом театре, то танцевала Фею Сирени в "Спящей красавице". И в рецензии на премьеру написали, что это была не просто добрая фея, а фея Добра... Мне эти слова очень запомнились. Они, по-моему, опровергают мнение, которое вы привели... Конечно, роли "с характером" ярче, производят большее впечатление, и потому их интереснее делать. Кроме того, имеет значение внешность: ведь сцена - не радио, тут все видно. Поэтому я не танцевала "Тщетную предосторожность" или "Коппелию", где нужно изображать девочку. С другой стороны, очень интересная образная сфера - отрешенность от всего земного, иногда с оттенком мистичности. Например, Мирта в "Жизели". Это очень сильная роль, хотя в ней и не нужно "рвать кулисы". Сюда же относится мой "Умирающий лебедь".
- Мне кажется, что вы в наибольшей степени "станцевали себя" (судя по тому, что видел) в "Безумной из Шайо". Героиня этого спектакля - словно вещая Кассандра среди сограждан, не желающих верить ее страшным пророчествам. Только в отличие от мифической прорицательницы ваша Безумная не ограничивается разговорами, она действует вопреки всему - и спасает свой Париж от заговора и уничтожения.
- Ну да, эта героиня действительно очень конфликтна. Она конфликтует с плохими людьми. А когда конфликтуешь с плохими людьми, то почему-то выходит, что ты сама плохая... Так и со мной было - вне сцены. Я никогда ни на кого не нападала. Я только отвечала. Может, мои ответы в силу своей непривычной для многих открытости оказывались более впечатляющими...
Меня давно интересовал образ Марии Стюарт. Не может быть, чтобы эту женщину 400 лет помнили только за то, что ей отрубили голову. Наверное, она отличилась еще чем-то... Мария была талантлива, высокообразованна. Известно, что в тюремной башне, где она провела 18 лет, у нее был ларец, куда она складывала написанные ею письма, сонеты. А может быть, не только сонеты? Ведь она прекрасно знала итальянский в отличие от большинства британцев. В том числе, между прочим, от Шекспира. Читала Банделло, который первым описал любовь Ромео и Джульетты (он жил на сто лет раньше). Так, может, вот она - разгадка авторства пьес, приписываемых Шекспиру, - проблема, смущающая людей уже несколько столетий? Ведь этот средний актер никакими иностранными языками не владел. И только после смерти Марии вдруг появились его пьесы. А тот ларец куда-то бесследно исчез. Возможно, об этом распорядилась королева Елизавета, желая стереть лишний след пребывания Марии на земле. Меня эта драма так занимала, что лет двенадцать назад я попросила известного испанского хореографа Хосе Гранеро поставить для меня балет "Мария Стюарт". Правда, недавно мне попалась чрезвычайно интересная книга Гилилова на ту же "шекспировскую" тему, где он, по-моему, убедительно доказывает, что эти пьесы написал известный поэт, граф Рэтленд...
- А кто из артистов нашего времени послужил идеалом?
- Марлен Дитрих. Считаю ее великой актрисой - по наполненности ролей, по тому, как держится перед камерой, по внешности - изысканной и тонкой. Там все - и разум, и талант - вызывает мой восторг. Заставить ее делать что-то против воли и совести было невозможно. Известен эпизод, когда Риббентроп по телефону звал ее вернуться в Германию, а она ответила, что ей с нацистами не по пути.
- Ну а Щедрин?
- Это просто главный человек для меня. Вся биография делится на до него - и с ним. Очень трудными, тревожными были и детство, когда арестовали моих родителей, и жизнь у тетки, и "невыездные" годы в театре. Счастье пришло только с замужеством. Уж не говорю о том, что Родион Щедрин и его балеты продлили мою творческую карьеру по крайней мере на четверть века.
- Наверное, были ситуации, когда он, с его выдержанностью, удерживал вас, импульсивную и взрывную, от рискованных действий?
- Да чуть ли не каждый день. Он всю жизнь нес на себе ответственность за две судьбы: свою и мою. Я пасую перед прямым хамством или тихим предательством. Если бы не его любовь и поддержка...
- Тем не менее, в жизни даже самых пылких влюбленных не обходится без размолвок, а то и мыслей о разрыве.
- Размолвок не было. О разрыве и не помышляли. Ни о каких ссорах не могло быть речи, кроме замечаний типа: не ешь столько, а то потолстеешь.
- Уникальный случай...
- Потому что он уникальный.
- Ну, я думаю, уникальности хватает в вас обоих.
- Нет, во мне меньше. Один журналист недавно спросил меня о моей вере, о том, молюсь ли. Я ответила: все мои моления - к Щедрину. Он - мой бог.
- Насколько мне известно, после "Безумной из Шайо" (ставшей своеобразным "творческим отчетом" Щедрина - в ней использованы темы его лучших сочинений, созданных на протяжении сорока лет) вы не осуществляли совместных работ...
- Для театральных замыслов нужно по крайней мере одно непременное условие - наличие сцены. Но у нас нет такого мецената, каким стал баварский король для Вагнера, построив ему театр.
- Ну а Большой?
- Это не для меня. Нас же вытурили оттуда - 50 человек! - в конце 80-х...
- Как, ведь мы и "Безумную...", и другие ваши работы давних и недавних лет видели именно в Большом.
- Я сейчас поражаюсь, что мне это удалось - с великим трудом, пройдя буквально через муки...
- Но теперь там поменялось руководство - может быть, станет легче?
- Наверняка стало бы легче, но теперь я, к сожалению, не танцую большие спектакли.
- Кое-кто полагает, что вы подвергали себя и свою репутацию слишком большому риску, выходя после определенного рубежа на сцену.
- Не считаю, что, когда танцевала Кармен, Анну Каренину, Чайку, Даму с собачкой, "Болеро", Леду, Марию Стюарт, Айседору, я рисковала. Это не было возвращением к классическому репертуару. Наоборот - шаг вперед. Как в драме, в кино - переход на другие роли.
- Вы, по-моему, и в повседневности стали другая. В ваших публичных высказываниях стало гораздо больше сочувствия к людям, особенно к россиянам, живущим такой нелегкой жизнью.
- Знаете, время действует, как алкоголь. В ком что заложено, то оно и проявляет. Один с возрастом становится более желчным, другой смягчается.
- Вас, наверное, глубоко затронула трагическая судьба Александры Ройтберг, ставшей жертвой взрыва на Пушкинской площади...
- О Боже. Это страшно. В Москве ближе нее у меня никого не было. Она была моей поклонницей 50 лет. Жила в нашей квартире, вела все мои здешние дела. Вы правильно сказали, это действительно судьба: они с теткой Родиона Диной Щедриной шли по Тверской в сторону нашего дома от квартиры покойной Конкордии Ивановны, мамы моего мужа, несли какие-то его рукописи, которые там после ее смерти оставались. Подошли к Пушкинской площади, и Шура говорит: я пойду вниз, в переход, а то наверху машины снуют... А Дина ей отвечает: не хочу спускаться в подземелье, я тебя на том углу подожду... Только Шура спустилась - и взрыв. Дина опознала ее по брюкам... Для нас с Родионом это тяжелейший удар. Он даже отреагировал сильнее меня. Стало резко хуже с глазами, срочно понадобилась операция. Я отменила гастроли в Турции, чтобы только быть рядом... Слава Богу, сейчас он постепенно приходит в себя. Во всяком случае в Москву мы приехали вместе.
- Как получилось, что вы оказались жителями Мюнхена?
- Это из-за Родиона. В Германии находится издательство "Шотт" - самое престижное в Европе. Щедрин - единственный из ныне живущих русских композиторов, которого оно издает. А его авторские права защищает известное агентство GЕМА. Он член Баварской, Берлинской музыкальных академий. Ему заказывают много произведений. Лорин Маазель только что продирижировал его Третьей симфонией. У Родиона повсюду широкий круг общения, он ведь прекрасно говорит по-немецки и по-английски.
- А вы?
- Я там общаюсь только с его помощью. Язык учить не стала.
- Вас должно по-особому тянуть в Россию.
- Конечно, мы же остались россиянами. У нас российские паспорта... Еще очень люблю Козелькишкис. Это в Литве, на родине моей матери. Там у нас уже 16 лет дом, теперь мы его переоборудовали, и в нем можно жить зимой... Природа очень поддерживает. Не только русская или литовская. Вся Земля прекрасна. А если где-то она не прекрасна, значит, ее люди испоганили.
Еще так много хочется сделать
Несмотря на горькую интонацию в словах о Большом театре, присутствующих в этом интервью, Майя Плисецкая принародно, во время пресс-конференции, данной ею позавчера при беспрецедентном скоплении наших и иностранных журналистов, призналась в любви к главному театру своей жизни. На вопрос, почему вечер, посвященный ее юбилею, состоится 20 ноября именно здесь, она ответила: потому что протанцевала тут 50 лет. Обижаться на Большой невозможно, его можно только обожать.
По словам Плисецкой, те, кто готовил вечер, стремились удовлетворить вечный запрос публики: "Дайте новенького". Ведь мировой балет в последнее время, считает она, совершил такой огромный рывок (в том числе под влиянием спорта и видео). Вот и в юбилейной программе приезжающий в Россию балет Большого театра Варшавы покажет неизвестную у нас версию "Кармен-сюиты" шведского хореографа Матса Эка, "Лебедя" Сен-Санса станцует замечательная литовская балерина, лауреат конкурса "Майя" Эгле Шпокайте. Выступят Ансамбль Игоря Моисеева, Имперский русский балет Гедиминаса Таранды, конечно, артисты самого ГАБТа (кстати, Майя Михайловна дала высокую оценку профессиональным качествам вновь назначенного руководителя Большого балета Бориса Акимова)... Сама Плисецкая исполнит фрагмент балета "Айседора", сочиненного для нее Морисом Бежаром, и новый, тоже специально для нее созданный номер Бежара "Аве, Майя" на музыку Баха - Гуно. Все три ее сценические платья (одно, между прочим, совершенно новое) сшиты Пьером Карденом.
А впереди - новые планы. Только что вернувшись из Японии, где станцевала роль Принцессы Луны в спектакле на сюжет древней легенды, Плисецкая получила приглашение из Швейцарии - участвовать с Жераром Депардье в постановке "Истории солдата" Стравинского. "Хорошо бы сыграть и в кино - какую-нибудь мистическую роль в духе Хичкока", - призналась балерина... Она выглядит невероятно молодо вовсе не из-за пресловутых "золотых нитей", которыми, говорят, пользуется Катрин Денев и другие звезды: "И не думала их вшивать. Просто природа такая...".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников