БИТЫЙ НЕБИТЫХ ВЕЗЕТ

Последние десять лет вся страна живет в состоянии предвыборной горячки. Вот и у нас в Курганской области одна выборная кампания плавно перетекает в другую: то президента выбираем, то депутатов Госдумы, то местную власть.В воскресное утро только расположишься чайку попить без спешки и оглядки на часы, как на пороге агитатор материализуется: "Милости просим на избирательный участок". "Зачем? - спрашиваю. - Мы уже все органы под завязку депутатами набили". "Местных газет не читаете,- укоряет агитатор,- а то бы знали, что двое депутатов местной Думы сложили с себя полномочия"...

На нынешних выборах губернатора Курганской области действующему руководителю исполнительной власти региона Олегу Алексеевичу Богомолову противостоят кандидаты, продекларированные доходы которых ближе к миллиону рублей в год, чем к его половине. Для столицы это, конечно, не масштабы. Но для региона, где среднемесячная начисленная заработная плата в 1999 году была 1019 рублей, это означает, что претенденты располагают среднемесячным доходом, в 60 - 70 раз превышающим тот, что имеет основная масса работающего населения. Причем "родословная" капиталов наших соискателей не делает им чести. На героев капиталистического труда никто из них не тянет, поскольку нажили состояние отнюдь не трудом, а с помощью лазеек в законах, которые позволяют обирать людей.
Итак, деньгами эти люди располагают. Теперь им нужна власть: во-первых, для того, чтобы позатыкать рты всем своим критикам, а во-вторых, для того, чтобы прирастить капитал. Ведь Курганская область - лакомый кусок: тут тебе и месторождение урановых руд, и лес, и стройматериалы, и многочисленные источники минеральных вод, и развитое сельское хозяйство, и пограничное положение региона, что позволяет зарабатывать на транзите грузов и завязывать любые контакты с "заграницей" - от легальных до криминальных.
Словом, есть за что бороться. Недаром выборы губернатора Курганской области, состоявшиеся в 1996 году, сопровождались скандалами, каких зауральцы прежде не знали. Оппоненты Богомолова, не сумев победить его в честной борьбе в первом туре, вдруг сняли свои кандидатуры во втором. А когда Олег Алексеевич, лидировавший в первом туре, получил еще больше голосов во втором, сошедшие с дистанции кандидаты стали требовать отмены результатов выборов на том основании, что не было альтернативы Богомолову. Скандал завершился в суде, который признал действия областной избирательной комиссии законными и отказал истцам, жаждавшим нового витка выборов.
Со страниц местных газет раздосадованные бывшие кандидаты пророчили Богомолову провал. Злорадствовали, что он, не имеющий опыта контактов с представителями высшего эшелона власти, никаких важных для области вопросов не решит. Предрекали и то, что верховная власть не примет губернатора из региона, где кандидатура Ельцина на должность президента каждый раз проходит "со скрипом".
На нынешних выборах губернатора Богомолову противостоят, по сути дела, те же силы, что пытались вопреки воле избирателей взять власть в регионе четыре года тому назад. Сумев извлечь урок из своего поражения, они подошли к началу ноября нынешнего года вооруженными новейшими пиаровскими технологиями.
Сейчас вся агитация направлена на возбуждение у людей самых низменных чувств: недовольства, злобы, обиды и просто зависти. Методы просты и банальны, цели - аморальны: поднять уровень личного недовольства жизнью, своим положением до уровня социального недовольства и направить на того, на кого покажут пальцем. Мишень уже выбрана. Специально введенные кандидаты-дублеры уже начинают "мочить" действующего губернатора. В ход пошли лживые листовки. Естественно, выходных данных, как этого требует закон, на таких прокламациях нет. О чем это говорит? Только ли о нарушении закона? Прежде всего авторы этой подметной продукции боятся того же закона. Ведь по нему придется отвечать за клевету.
Одна местная газетка "Абзац" вообще выпала за рамки разумного. Авторы опубликовали на первой странице газеты информацию о трагедии с подлодкой "Курск" и совместили "заготовку" на губернатора, где он танцует с супругой на каком-то празднике: глядите, мол, люди добрые, что творит ваш губернатор, когда другие плачут.
А когда весь город был обклеен черными квадратами с вопросительными знаками (по негласной информации, это купленная одним местным кандидатом "задумка" московских технологов), народ вообще обалдел. Местные психологи сразу забили тревогу: предвыборный "запредел" стал внедряться в подсознание людей. Обрадовавшиеся удачным пиаровским ходом, организаторы сами испугались общественной реакции. А теперь представьте, какие будут проходить эксперименты с народом, когда к власти придут такие "умные" дяди и тети? Денег у них - вагонов не хватит.
"Артподготовка" продолжалась практически все четыре года работы Богомолова на этой выборной должности. В местных газетах, во вкладышах центральных газет, распространяемых в Зауралье, из недели в неделю шла огульная критика курганского губернатора. При этом его оппоненты не желали замечать положительных тенденций, наметившихся в экономике края в течение последних трех лет, а трудности, переживаемые населением, вызывали у них почти восторг. Что ж, сытый голодного не разумеет...
Богомолов же, не находя на первых порах поддержки в кабинетах, где давали и отнимали, нашел признание в Совете Федерации и заставил высших чиновников считаться с собой. Критики курганского губернатора оттачивали перья, чтобы больнее ударить, а он работал: налаживал контакты с руководителями регионов, чтобы решать проблемы области, искал и находил возможность подставить финансовое плечо зауральской промышленности, ломал голову над тем, как предотвратить вывоз сельхозпродукции из региона по бросовым ценам.
Наверное, есть в чем упрекнуть Олега Алексеевича - как, впрочем, и каждого, кто работает. Противоречивая обстановка, установившаяся на постсоветском пространстве, казалось, для того и была создана, чтобы заставлять людей делать ошибки.
Критики "наезжают" на Богомолова за то, что не давал хозяйствам вывозить сельхозпродукцию за пределы области. Верно, не давал: предлагал сначала рассчитаться с бюджетом, предоставившим сельчанам кредиты на покупку горючего и проведение посевной и уборочной.
Хотелось бы, конечно, оппонентам и развал промышленности на губернатора навесить. Но не выходит: зауральские предприятия остановили сползание в пропасть еще в 1998-м, "дефолтовом" году, а потом начали давать прирост объемов. Положительная динамика пока что свойственна в основном машиностроительному комплексу Зауралья. И в этом тоже обвиняют Богомолова: почему-де только машиностроению поддержку оказывают, а не разделили средства на всю экономику.
И слава Богу, что не разделили. Распылять средства - хитрость невелика. А вот на то, чтобы использовать их рационально, как минимум голова требуется. И то, что усилия губернатора помогли выровнять курс машиностроительному предприятию и блеснуть своей специфической продукцией на прошедшем летом на Урале смотре военной техники, свидетельствуют о том, что голова эта мыслит - дай Бог всякому!
Конечно, несмотря на рост промышленности, зауральцы пока еще живут трудно. И это тоже повод для критики губернатора.
Что ж, давайте вспомним тех, кто проводил молниеносную приватизацию в нашей области, за год раздав госсобственность "своим" людям. Вспомним, как Курганский областной Совет народных депутатов дал санкцию на привлечение "главных приватизаторов" к уголовной ответственности за преступное разбазаривание государственной собственности и личную нечистоплотность: председателем областного Совета народных депутатов в то время был как раз О. Богомолов. Давайте вспомним и то, что наш Совет не паниковал и не самораспускался, а честно и до конца выполнил свой долг перед избравшими его людьми.
...Наконец-то и власть признала губернатора Курганской области, так что и здесь он не сплоховал. Поездки вместе с президентом в пограничный с нашей областью Казахстан, а затем сорокаминутная беседа с Владимиром Путиным накануне выборов губернатора, прорыв в решении насущных проблем региона, наметившийся в ходе этой беседы, еще раз подтвердили: в меняющейся обстановке в стране верховная власть будет опираться на тех руководителей, которые пользуются поддержкой населения, энергичны, порядочны и способны вести диалог с властью.
А битый своими недругами Богомолов, пусть с ошибками и заминками, везет груз забот области. Его же оппоненты, поделив свои предприятия на "дочки" и "матери", играют в свою игру: все прибыли получают "дочки", на которых работают "свои" люди, а все убытки несут "матери", где рабочие месяцами не получают зарплату. Так что в силу своего положения губернатор решает проблемы и этих обездоленных своими руководителями людей.
Что ж, за одного битого двух небитых дают.