КОГДА ЛЕВ НЕ СТРАШЕН

В руках я держала льва. Зверь растопыривал лапы, издавал мяукающие звуки, тыкался носом мне в подбородок и, наконец, облизал шершавым языком обе щеки. Моему маленькому другу исполнилось два месяца от роду. Это первый львенок, родившийся за последние 20 лет в Абаканском зоопарке.

До недавнего времени Абаканский зоологический парк, кстати, единственный в Восточной Сибири, был... цехом мясокомбината. Так было удобнее содержать и кормить представителей фауны. Потом мясокомбинат оказался на грани банкротства, и от зоопарка решено было отказаться.
- Все зоологические парки мира убыточны, - делится со мной уже поднаторевший в рыночных хитросплетениях директор Абаканского зоопарка Александр Григорьевич Суханов. - Но выживать надо. Цены на билеты до европейского уровня мы, конечно, поднять не можем, ведь посетители наши в основном ребятишки. Так что вынуждены "кормиться" из бюджета.
Однако на меню обитателям зоопарка жаловаться грех. Вот пучеглазая сова зыркает на меня недоброжелательно, а рядом с ней в клетке курочка кудахчет. Проголодается совушка - и откроет "сезон охоты". Сокол-балобан из соседней с совой клетки уже ощипал такую же несчастную курицу. Поохотился, что называется.
- Смотрите: шрамы, - Александр Суханов акцентирует мое внимание на своем лице. - Это Эльза - амурский тигр - постаралась. Недавно швы сняли.
А дело было так. Пацаны засунули палку в клетку к амурским тиграм и давай хулиганить. Разъяренная тигрица чуть за руку мальчонку не схватила. Суханов как увидел такое безобразие - как закричит! Как побежит! Прыгнул через ограждение и попал под "горячую" лапу. Секунду спустя тигрица спохватилась, поняла, что хозяина обидела. Да уж поздно было.
Суханов же на Эльзу не в обиде. Тигрица - настоящая мать-героиня. Два раза в год рожает по четыре детеныша. Зимой 1996 года в зоопарке случилось несчастье. Загорелась теплоизоляция, и в дыму задохнулось 46 видов животных. Амурских тигров спасла морозоустойчивость - зимовали они не в крытых вольерах, а на улице. Именно благодаря плодовитости Эльзы и стараниям ее верного друга по имени Верный зоопарку удалось встать "на лапы". Коллеги Суханова из других регионов с удовольствием меняли своих животных на редких в условиях неволи амурских тигрят.
Сейчас в зоопарке Республики Хакасия свыше 160 видов животных: олени, маралы, рыси, тигры, леопарды, оцелоты, каракалы, манулы, степные орлы, беркуты, орланы-белохвосты, соколы-балобаны...
Кот-манул, к слову сказать, изображен на гербе Московского зоопарка. Этот редкий вид животных остался только в Тыве, соседнем с Хакасией регионе. А на гербе Абаканского зоопарка - сибирская рысь. Вот она смотрит на меня из клетки равнодушно, а встреться такая в тайге... Молниеносным прыжком рысь прыгает на добычу (и человека в том числе) сверху, перегрызая сонную артерию. Охотники по такому случаю носят за плечами штык-нож острием вверх.
Кстати, об охоте. Не так давно сотрудники ФСБ задержали в Москве граждан Сирии, у которых были изъяты соколы-балобаны. Цена птицы на мировом рынке - до 30 тысяч долларов. Так что заезжие "туристы" не редкость на хакасских просторах, родине птиц, занесенных в Красную книгу.
Об уровне жизни животных в зоопарке можно судить по количеству и качеству потомства. Рождение львенка в неволе - редкость. Львица Рита и ее супруг Мираж - молодцы. Их первенца назвали Симба, по имени главного героя известного диснеевского мультика "Король-лев". Это сейчас малыш Симба "целует" меня на прощание, неловко растопыривая свои маленькие лапы и поджимая хвост. При следующей встрече я уже не рискну раскрывать львенку свои объятия.