ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

После трагедии в Театральном центре на Дубровке водители с пониманием относились к частым проверкам их машин сотрудниками ГИБДД и милиции. И правильно делали. В столице проводилась специальная операция "Гроза", и люди в милицейской форме были наделены дополнительными полномочиями, которые позволяли им досматривать все автомобили. Останавливать и, тем более, проверять авто в "мирное" время просто так никто не имеет права - только по законам! Значит, их надо знать, чтобы не вздрагивать при каждом взмахе жезла, и помнить: гаишники боятся "подкованных" водителей.

СТОП, МАШИНА!
Мой приятель начинает разговор с останавливающим его гаишником так: "Я что-то нарушил или вы по денежному вопросу?" Как правило, эта нахальная фраза действует безотказно. Инспектор обычно говорит, что остановил машину для проверки документов, не придирается и отпускает с миром. Хорошо, конечно, но я хочу посмотреть на дело глубже: когда надо останавливаться, а когда нет? Вопрос может показаться глупым, если помнить, что "Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства" (ст. 12.25 ч. 2 КоАП) карается штрафом от 2 до 5 МРОТ. Каждый водитель скажет: спору нет, останавливаться надо! Но не каждый задумается, законно ли требование сотрудника милиции? Так называемая законность остановки покрыта мраком, который не прояснит ни один гаишник, поскольку ему, положа руку на сердце и карман, выгодно, когда водитель не знает, за что его останавливают. Между тем в недрах МВД существует строгий перечень оснований для остановки транспортного средства. Если знать хотя бы главные из них, то разговаривать с инспектором будет куда легче. А на крайний случай привлечь в судебном порядке "мента", ибо нормальный милиционер ведет себя подобающе.
Начну с запретов для гаишников. Итак, нельзя останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах. Так что спрятавшемуся за поворотом "менту" с палкой и радаром вы можете намекнуть, что он не прав и пригрозить судом.
За что же могут остановить на законном основании? За нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами. Пункт примечателен тем, что его не соблюдает большинство наших водителей. Так, многие автомобилисты ездят, не пристегиваясь ремнем безопасности. Про пассажиров молчу - обычное дело сидеть в салоне без ремня. И это маленькое нарушение дает право инспектору останавливать практически любую машину. Следующее основание для остановки - наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления. Пункт скользкий, поскольку этими самыми данными водитель не располагает. Однако при разбирательстве в суде с гаишника спросят о них и даже заставят подтвердить документально, что именно в момент остановки у инспектора на руках была "наводка", будто машина, похожая на вашу, уехала, допустим, с места ДТП. Вы тоже можете поинтересоваться у гаишника о причине остановки. Это насторожит его. Умный поймет, что вы не лыком шиты. Если вы вдобавок к этому запишете номер жетона и фамилию инспектора, количество придирок с его стороны резко пойдет на убыль - гарантия. Точно также стоит поступать, когда авто проверяется на угон или при наличии данных об использовании машины в противоправных целях. Остановить вас могут и для того, чтобы опросить, если вы оказались очевидцем чего-то нехорошего - аварии, преступления... В некоторых странах, сам видел, водители, которые видели, положим, аварию, передают пострадавшим или полицейским свои визитки. Для того чтобы потом в суде дать свидетельские показания. Нам до этого далеко, но стремиться надо. Инспектор вправе привлечь водителя или его транспортное средство для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции. Тут, как говорится, сам Бог велит помочь. Этот пункт даже обозначен в ст. 12.25 часть 1 КоАП. За невыполнение требования штраф от 1 до 2 МРОТ. Конечно, если на вашей машине гаишники решили скатать за пивом, то возмущайтесь - ваше право.
Теперь о проезде на запрещающие знаки. Тут скажу честно: разобраться, кто вправе ограничивать движение по тем или иным улицам, разобраться невозможно. Поэтому лучше не ездить там, где запрещено и висит соответствующее предупреждение. Ведь "менты" часто используют устаревшие знаки, чтобы поживиться. Как в старом анекдоте, когда начальник в качестве прибавки к зарплате ДПС выдает инспектору запрещающий знак "кирпич" и советует ставить его по своему усмотрению.
Вот и все причины, по которым вас могут остановить на дороге. А вот обычная проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз может производиться только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. Однако надо всегда помнить, что в период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. Но и тут вы вправе спросить, что за операция проводится. Поскольку иногда специальное мероприятие организуется только для определенного типа или вида машин.
Как быть, если вам приказывает остановиться непонятно кто? Например, "человек с ружьем" в камуфляжной форме? Тут надо, по-моему, действовать по обстоятельствам. Если в районе действует чрезвычайное положение, объявленное президентом или правительством, то конечно. В таких случаях войсковым нарядам разрешено останавливать и досматривать транспорт. А так, по закону, водитель обязан остановиться по внятному сигналу любого работника милиции, а не только дорожного инспектора.
Редко, но все-таки случается, что на обочине стоят так называемые ряженые милиционеры. Вот какой совет водителям дает майор милиции Алексей Суханов:
- Если люди в форме стоят у дороги и рядом с ними машина, которая имеет соответствующие отличительные знаки на бортах и капоте, то останавливаться нужно обязательно. Если не остановитесь, могут быть очень неприятные последствия. Если вам дают сигнал остановиться пешие люди в форме, то нужно притормозить. Но при этом не выходить из авто, оставить мотор работающим, не выключать первую передачу, а держать ногу на педали сцепления. Если заметите что-то подозрительное, надо немедленно уезжать и на первом же посту ГИБДД рассказать все, как было. Настоящих сотрудников ГИБДД легко отличить от "липовых". Проверяющий обязан представиться, объяснить причину остановки и только после этого попросить документы. Если вы засомневались в чем-то, то не стесняйтесь требовать показать сотрудника документы. Только убедившись, что они настоящие, продолжайте разговор.
ОТКРЫВАТЬ ИЛИ НЕ ОТКРЫВАТЬ БАГАЖНИК?
Проверка машины - дело серьезное. И относиться к нему вроде полагается серьезно. По крайней мере, надо знать, кому можно показывать, что у вас лежит в багажнике, кому нельзя. Как вести себя при этом? Вопросов - уйма. Задаю знакомым водителям самый простой из них: чем отличаются друг от друга осмотр, досмотр и обыск автомобиля? Ни один не ответил! А ведь от разницы зависит поведение проверяющих и водителя - разве не понятно?!
С осмотром вроде все понятно: проверяющий обошел вокруг машины, заглянул в салон через стекло, посмотрел под авто - и все. А вот досмотр, считают юристы, это такое действо гаишников или милиционеров, которое производится без понятых, но при обязательном участии досматриваемого лица, то бишь водителя. На практике он должен выглядеть так. Остановивший человек в милицейской форме объясняет основание для остановки и называет причину, по которой он хотел бы досмотреть автомобиль. Проведение специальных операций является достаточным основанием для проведения досмотра. После проверки ваших документов и документов на машину милиционер или инспектор ГИБДД должны предложить вам открыть багажник, дверцы салона, капот и самим показать все, что там находится. При проведении операции, как правило, протокол досмотра не составляется.
Если вдруг ретивый "мент" начинает рыться в багажнике или в салоне, то это уже не досмотр, а обыск. Вы можете потребовать санкции на его проведение от соответствующих лиц, присутствия понятых и обязательного протоколирования данного факта. Особенно тут важны понятые. Хотя бы для того, чтобы вам не подбросили чего-нибудь в багажник - пару патронов, пакетик с наркотой. Это иногда случается, если "менты" решили раскрутить вас на полную катушку или им не понравилось ваше поведение. Причем в качестве понятых не имеют права выступать сами милиционеры или их знакомые. Это правило часто нарушается. Бывает и так, что понятые, которых не было при обыске на дороге или у поста ГИБДД, вдруг подписывают протокол. Ясно, что подписи или поддельные, или за ними стоят "привлеченные" милицией граждане. Если дело дойдет до суда, то настаивайте, чтобы понятых пригласили на разбирательство. Любой адвокат сразу выведет их на чистую воду. Но и вы не будьте простофилей: когда будете подписывать протокол обыска, произведенного в вашей машине у поста ГИБДД или на трассе, то обязательно укажите, что он проводился без понятых. Составлять протокол имеет право как работник ГАИ, так и милиционер.
Попутно замечу одну важную деталь. Очень часто, особенно ночью, автомобилистов останавливают милицейские машины с надписью ППС. Она в темноте очень похожа на ДПС. А разница огромная. ППС - патрульно-постовая служба, то есть милиция. Милиционер может проверить документы, вашу машину, но не имеет права взять с вас штраф, сделать запись о том, что вы нарушили правила дорожного движения, даже заставить вас дуть в "трубку трезвости" ему не разрешено. Все это - компетенция сотрудников ГИБДД. Правда, милиционер может отправить вас на врачебное освидетельствование, если вы пьяны за рулем. Об этом - не забывайте.
Но вернемся к досмотру. В "мирное" время для него тоже нужны основания. Понимать это надо так: ваша машина попала под подозрение, поскольку похожа (не приведи Господь!) на ту, в которой, по ориентировке, перевозятся наркотики, оружие и так далее. Поинтересуйтесь! А потом обязательно попросите пригласить понятых и составить протокол досмотра - мало ли чего. Отсутствие протокола и понятых при досмотре в принципе считается нарушением закона.
При любых нарушениях при остановке, осмотре, досмотре и обыске вашего автомобиля, замеченных вами, не стесняйтесь жаловаться. Если нарушения невелики, то начинайте с командиров подразделений, в котором служит ваш обидчик. Есть в милиции и специальная служба собственной безопасности, куда тоже не помешает обратиться, если того требуют обстоятельства. А вот прежде, чем идти с заявлением в суд, надо посоветоваться с адвокатом - он подскажет, как лучше действовать.