06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДРУГ СТЕПЕЙ ИЗ СТРАНЫ БУМБЫ

Взгляните на себя в зеркало - и увидите, что широкие "калмыцкие" скулы, легкая раскосость глаз, губы "бантиком" характерны не только для представителей "желтой расы", но и для людей чисто славянской наружности.Так уж получилось, что в жилах многих россиян издавна течет калмыцкая кровь. Создатель знаменитой таблицы химических элементов Дмитрий Менделеев и великий физиолог Иван Сеченов говорили о своих калмыцких корнях. У вождя мирового пролетариата Владимира Ленина бабушка была калмычкой, а знаменитый генерал Лавр Корнилов (его настоящее имя Лари Дельдинов) также происходил из калмыцкого рода.

СЕРДЦУ НЕ ПРИКАЖЕШЬ...
"Друг степей" давным-давно получил московскую прописку. Особенно любили это племя русские цари. Высшая аристократия охотно принимала на службу смышленых калмыцких пареньков (вспомните холопа князя Волынского Гришку), а дамы считали особенным шиком взять на воспитание калмыцкую девочку (во дворце графа Шереметева в Останкине висит портрет Аннушки, любимой воспитанницы графини, кисти художника Аргунова), дать ей блестящее образование и удачно выдать замуж. Причем делалось все это не с каким-то расчетом, а по велению сердца. Очень уж ценили москвичи восточную смекалку и бескрайнюю преданность степняков. Кстати, эти качества и сегодня остаются доминирующими в калмыцкой среде, хотя сама среда претерпела значительные изменения. Но об этом - чуть позже. А пока напомним, когда появились калмыки в России и почему они здесь встретили понимание и поддержку.
"Калмыцкие кибитки кочевые
Тянулись долго в светлые края.
И на волжском берегу
В степях России
Нашла приют Калмыкия моя".
Эти слова из песни, которую по праву можно считать народной. Потому что поется в ней о судьбе людей, отправившихся однажды из далекой Джунгарии (горной местности на территории современного Китая) в поисках сказочной страны Бумбы, где никогда не бывает зимы, где царят благоденствие и достаток, где все живут долго и счастливо. Мечты об этой стране отразились в калмыцком героическом эпосе "Джангар", которому, по одним подсчетам, стукнуло 560 лет, по другим - больше тысячи.
Путешествие, полное тревог и лишений, привело ойратские племена (именно к этой ветви относятся калмыки) на южные рубежи России. Для Русского государства то были тяжкие времена дворцовых переворотов и военных потрясений: с запада к Москве, к царскому трону рвалась Польша, одновременно на юге участились печенежские набеги. В эту пору Аюка-хан обратился к тогдашнему русскому правителю Василию Шуйскому с просьбой принять калмыков "под свое крыло", взамен пообещав служить новой родине верой и правдой. В 1609 году был подписан документ о добровольном вхождении калмыков в состав России, в соответствии с которым им предоставлялось право беспрепятственно кочевать в волго-донских степях и долинах Предкавказья, а в обязанность калмыцким воинам вменялось защищать южные рубежи от недругов. Калмыкам мы обязаны не только бесстрашной конницей, участвовавшей начиная с XVII века во всех без исключения войнах, что вела Россия, но и боевым кличем "Ура!", который произошел от калмыцкого слова "уралан" - "вперед".
ПОСУДОМОЙКА С ДИПЛОМОМ
По данным переписи населения, в России около 160 тысяч калмыков. Десятая часть из них живет в Москве. Между тем в первопрестольную калмыки никогда особо не рвались. На учебу в московские вузы молодежь ехала, конечно, охотно, но, получив дипломы, спешила назад, в степи.
Массовая миграция из республики началась лет десять назад. Ее можно условно разделить на три волны. Первая связана с приходом к власти Кирсана Илюмжинова: многие его оппоненты отошли от местных дел и присоединились к московской политической элите. Вторая волна приходится на конец 90-х годов, когда из республики хлынула интеллигенция, подгоняемая различного рода неурядицами. В московских школах, клиниках, банках, силовых и фискальных структурах сегодня трудится немало выходцев из Калмыкии. Уезжали в основном те, у кого не было родственных связей и знакомств в определенных кругах, а значит, не было и шансов найти достойную работу. Мой знакомый Юрий Сенглеев, работающий теперь в Доме правительства РФ, не мог в свое время пробиться ни в одну из структур Калмыкии, хотя имел на руках "красный" диплом об окончании юридического факультета МГУ. Москвичам хорошо известны имена калмыков, сделавших в столице России блестящую карьеру. Это депутат Госдумы Александра Буратаева, генерал Николай Очиров, известный ученый Басан Городовиков.
Последний поток в основном состоит из тех, кто приехал в Москву на заработки. Из-за тяжелых экономических условий, сложившихся в родной республике (а по данным Госкомстата, свыше 60 процентов живет здесь за чертой бедности), люди, большинство из которых имеет высшее образование, готовы браться за любую работу, лишь бы прокормить семью. Поэтому среди московских строителей, официантов, посудомоек, продавцов нетрудно встретить дипломированных специалистов и даже кандидатов наук.
Калмыки - единственные азиаты и единственные буддисты, живущие в Европе. Обосновавшись на юге России, почти четыреста лет они живут на стыке двух религий - православной и мусульманской - и двух культур - кочевой и оседлой, сохраняя при этом свои национальные особенности. Например, калмыцкие песни и танцы не похожи ни на чьи другие (их, кстати, очень любит нынешняя молодежь), а предметы быта украсят любую современную квартиру.
Встретившись в столице, представители калмыцкого народа с удовольствием почешут язык насчет "улусной принадлежности". Улусами прежде назывались районы компактного проживания родов. В единой с виду калмыцкой среде и сегодня можно различить (даже по внешности и некоторым чертам характера) три основные ветви: торгуты (их большинство), дервюды и бузавы (Кирсан Илюмжинов относится к последним). К сожалению, практически угас "меркетский" род, подаривший миру Чингисхана. Однако, независимо от улуса, все калмыки называют себя "потомками чингисхановской Орды", а малышам часто дают имя Чингис, в честь своего великого предка.
ЕСЛИ ВАШ КОЛЛЕГА - КАЛМЫК
Вам повезло и не повезло одновременно. Сообразительный, расторопный, неутомимый, увлеченный, он готов работать, не считаясь со временем и средствами. Позвоните ему среди ночи со своей бедой - и он тут же примчится на помощь. Ему нетрудно наладить нужные контакты, потому что он обладает каким-то особенным обаянием. У него блестящее образование, безупречные манеры и элегантный костюм. А еще - море энергии и юмора. С другой стороны... Ну, чем, например, объяснить полное отсутствие педантичности? Как поделился со мной один из представителей этого народа (тоже теперь москвич), калмыками очень трудно управлять: то он из кожи вон лезет, упивается работой, достигает невидимых вершин, то вдруг бросает все без видимых причин - горите, дела, синим пламенем.
Или как понять, почему простодушие и безграничное доверие оборачиваются подозрительностью и коварством? Почему твой лучший сотрудник вдруг посылает тебя куда подальше, не беспокоясь о последствиях? Этого не объяснишь импульсивностью характера - данная черта не свойственна калмыкам.
Калмыки очень любят гостей и шумные компании. Для друзей всегда накрыт богатый стол, где среди общепринятых закусок обязательно присутствуют традиционные калмыцкие блюда: махан-шельтяган (баранина и картофель, сваренные в бульоне), хурсн-махан (по-особому приготовленное мясо с лапшой), бериги (калмыцкие пельмени), борцоги (обжаренные во фритюре кусочки теста различной формы), джомба (калмыцкий чай).
Выросшие в краю, где основным продуктом питания было мясо, калмыки очень привередливы в выборе мясных продуктов. Обычная баранина и говядина, а уж тем более птица, которой завалены московские прилавки, мало их привлекают. Они предпочитают получать "мясные посылки" из дома.
В веселой компании главное - не хлебнуть лишнего. Хмельная душа не дает покоя хозяину до тех пор, пока он или не побьет кого-нибудь, или сам не получит. На следующий день провинившийся будет раскаиваться и места себе не находить. Свое поведение объясняет просто: "Ну что ты, пьяного калмыка не знаешь?" Рассерженная жена молча подаст пиалу калмыцкого чая: он не только в холод согревает, в жару жажду утоляет, но и с похмелья помогает лучше других лекарств.
У тех, кто в силу обстоятельств живет сегодня в Москве, сильны ностальгические настроения. Правда, в современной квартире не висит на видном месте привычная маля (длиннохвостая пастушья плетка), которой хозяин дома в былые времена, случалось, перетягивал по спине чем-то не угодившую жену. Нет ни кованого сундука, ни потемневшей от времени красавицы бортхи (сосуд из кожи, в котором носили воду и араку, калмыцкую водку). Однако в семейном укладе и быту современной семьи проглядываются чисто национальные традиции. Это выражается прежде всего в почитании старших, в том числе и супруга, даже если он не всегда этого заслуживает. Кстати, несмотря на внешнюю хрупкость и женственность, калмычки обладают волевым характером. В семье они частенько играют ведущую роль, однако делают это с такой деликатностью и тактом, что мужчина считает себя хозяином положения и сделает все, что в его силах, чтобы обеспечить покой и достаток в семье. "Все - для семьи" - негласное правило супругов.
Кстати, калмыки довольно часто вступают в смешанные браки с представителями других национальностей, в основном с русскими. Дети в таких семьях очень красивые и соединяют в себе лучшие черты родителей. В республике их называют "болдырами" (отсюда русская фамилия Болдыревы), хотя официально такая национальность не существует.
В праздничные дни московская калмыцкая диаспора обычно собирается в каком-либо московском клубе или концертном зале, чтобы пообщаться, потанцевать зажигательный чичердык, попеть протяжные народные песни. Но все-таки главным в этот день считается посещение хурула (буддийского храма), где раз в 12 лет человек обязательно должен совершить обряд "продления жизни" и приготовление множества национальных блюд - чтобы год был богатым. Первая порция всегда ставится на высокое место - для духов умерших, а первые капли спиртного напитка брызгают на огонь. Калмыки считают, что он очищает все злое и грязное.
Вот так переплетаются традиции и современность в жизни калмыцкого народа, привнося очарование и покой даже в суетливые столичные будни.
Калмыки легко адаптируются к московской жизни: для них не существует ни психологических, ни языковых барьеров. Они легко становятся космополитами и при этом вносят определенный вклад в различные сферы жизни столицы, постоянно растущей и заново формирующейся.
В Москве сейчас идет этап рождения новой общности людей, но город пока еще в самом начале пути. Этот процесс прошли в свое время такие крупные мегаполисы, как Нью-Йорк, Мехико. Калмыцкий народ, равно как и другие народы, представители которых проживают в Москве, несомненно, вносит в него свой вклад.
Кюр. Это самое древнее калмыцкое блюдо, дошедшее до наших времен. Готовить его лучше во время длительного пикника или на даче. Приготовление кюра по традиции доверяется исключительно мужчинам.
Овечий рубец тщательно очищают и моют. Баранью тушку разделывают на части. Мясо, отделенное от костей, солят, перчат, добавляют лавровый лист, измельченный мускатный орех, мелко нарезанный лук. Полученную массу закладывают в вывернутый наизнанку рубец. Отверстие рубца скалывают ("прошивают") деревянной палочкой и завязывают шпагатом.
Параллельно с подготовкой продуктов в земле надо выкопать неглубокую яму (так называемый очаг), разжечь костер из кизяка (можно использовать хворост или дрова). Когда костер прогорит и образуется много угля, его разгребают и в углубление закладывают рубец с мясом. Затем его хорошо закрывают горячими углями и засыпают землей. Через 20 часов блюдо готово. Чтобы ускорить процесс варки, сверху "очага" (на земле) разводится костер. В кюре сохраняются все вкусовые качества и питательные вещества. А вкус - не передать словами!
Джомба. Плиточный чай настрогать, залить холодной водой, довести до кипения и кипятить 5 - 10 минут. Влить жирное молоко или сливки и вновь кипятить 5 минут. В процессе варки чай переливают половником 2 - 3 минуты. К концу варки добавить сливочное масло, соль и, по желанию, тертый мускатный орех. Вместо плиточного можно взять черный крупнолистовой чай.
На 10 порций: 1,5 литра воды, 40 граммов чая, 0,5 литра молока или сливок, 50 гр. масла, мускатный орех по вкусу.
TXT:


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников