ПРОФИЛЬ ШКОЛЫ

Первого сентября в десяти субъектах Федерации начался эксперимент по внедрению профильного образования, которое к 2006 году должно стать обязательным для всех российских школ. Каждый пилотный регион выделил для эксперимента две территории. В Московской области - это города Пушкино и Фрязино.

Прообраз идеи профильного образования возник во Фрязине еще в 1966 году, когда на базе школы N1 был создан физико-математический класс. Со временем все семь общеобразовательных заведений города стали носить обязывающее название школ "с углубленным изучением отдельных предметов". Так что к эксперименту Фрязино пришло достаточно подготовленным.
Суть новшества заключается не только в выборе учащимися старшей школьной ступени гуманитарного или, скажем, математического направления, но и во внедрении системы предпрофильной подготовки в девятых классах. То есть каждому девятикласснику придется своевременно для себя решить, куда пойти после окончания учебного года: в профессиональное училище, колледж, техникум или в десятый класс. Если он захочет продлить свои школьные годы, то должен выбрать профиль, по которому будет обучаться в десятом и одиннадцатом классах. Для этого в пределах школы организуются специальные курсы двух видов. Первые, так называемые предметные, помогут подтянуть знание предмета для усешной сдачи выпускных экзаменов в девятом классе. Вторые курсы называются предметно-ориентированными. На них девятиклассник сможет попробовать свои силы в углубленном изучении предмета, который может стать для него профильным. Эти курсы разрабатываются пока самими учителями и проводятся в форме факультатива - дополнительно после занятий.
Во Фрязине все пять школ, лицей и гимназия согласились участвовать в апробации профильного обучения. Хотя проводить эксперимент на детях, как представляется не только мне, - не совсем гуманно. Ведь они один раз в жизни получают среднее образование, и вряд ли потом, при возможном отрицательном исходе эксперимента, им кто-нибудь позволит получить "неэкспериментальные" знания.
Впрочем, в новшестве пока ничего отрицательного не видно. Сами ученики говорят, что все выглядит справедливым. Основное образование (9 классов), которое гарантируется им Конституцией, они получат, а потом вправе выбирать дальнейшую судьбу и доказывать, что могут учиться дальше. Идея выбора профиля большинству тоже по душе. К девятому классу почти каждый знает, какие предметы он хотел бы изучать более детально, а какие на уровне государственного стандарта. Если же девятиклассник пока еще одинаково ровно относится ко всем предметам или не в силах учиться в профильном классе, он всегда может поступить в общеобразовательный (универсальный) класс. Во Фрязине ребята могут выбрать один из восьми профильных классов: физико-математический, технологический, математико-информатический, гуманитарный, социально-экономический, биохимический, оборонно-спортивный, кадастровый (геоинформатический). Но в каждый из них еще нужно поступить. Выпускные экзамены в девятом классе одновременно являются вступительными в десятый. Математика и сочинение обязательны, а вот два профильных предмета нужно выбрать. В общеобразовательный класс принимают по конкурсу аттестатов.
Еще об одном нововведении в рамках профильного образования мне рассказала муниципальный координатор эксперимента Нина Укебаева. Для старшеклассников, которые пожелают углубленно изучать не только профильные, а и другие предметы, созданы бесплатные курсы. В большинстве случаев это обычные дополнительные занятия в форме факультатива. Но они вполне смогут заменить дорогих репетиторов, а также помогут тем, кто в девятом классе ошибся в выборе профиля.
Итоги частичного введения профильного образования в России подводить, понятно, рано, но уже ясно, что у школьников расширяется диапазон выбора, а у учителей профильных классов - появляется прибавка к зарплате.