ЧЕЧНЯ НЕ СТАНЕТ ОФШОРОМ

Сегодня почти половина экономически активного населения Чечни не имеет постоянной работы. Но в январе следующего года уже начнется финансирование восстановительных работ, утверждает министр РФ по делам Чечни Станислав Ильясов, и в республике будет создано 20 тысяч новых рабочих мест.

- Ровно год назад было принято решение о введении в структуру федерального правительства поста министра по делам Чечни. Что вам удалось сделать за это время?
- В Чечне восстановлено 2700 жилых домов, открыто 20 школ и 40 объектов здравоохранения. Сегодня здесь - 20 тысяч студентов, более 200 тысяч школьников, 10 тысяч юношей и девушек учатся в средних и специальных учебных заведениях. Они - будущее Чечни.
Но главный итог нашей деятельности - формирование Федеральной целевой программы по всем основным направлениям жизнедеятельности республики. Над ней мы, собственно, и работали в течение всего года. Неоценимое ее достоинство в том, что она обеспечена всей необходимой проектно-сметной документацией. Это важно не только с точки зрения качества предстоящих работ, но и четкого контроля за расходованием федеральных бюджетных средств. Практически устранены все каналы возможного хищения денег - по крайней мере воровать станет значительно труднее.
- В последнее время усиленно распространялись слухи, что Чечня станет очередной офшорной зоной. Это так?
- Нет, об офшоре в республике речи не идет. Чечне решено дать самую широкую автономию в социально-экономическом плане. Иными словами, кроме федеральных, руководство республики может привлекать дополнительные источники финансирования. Что касается налогов, то они будут сначала поступать в федеральный бюджет, а затем возвращаться в Чечню как дотация. За счет бюджетных и иных источников в течение двух предстоящих лет планируется завершить строительство 470 объектов экономики и социальной сферы.
- Основные налоговые поступления, видимо, ожидаются от нефтяного комплекса? Не случайно чеченские власти ставят вопрос о создании республиканской нефтяной компании...
- Нефтяной комплекс Чечни, которым занимается "Роснефть", конечно, возрождается, ежесуточно здесь добывается сегодня порядка 5 тысяч тонн нефти. Но этого недостаточно для республики. И вообще, не нефть пока играет доминирующую роль в собирании налогов. Основные источники - это и аграрно-промышленный сектор, и торговля, и транспорт, и бюджетная сфера, и среднее и малое предпринимательство. А предложения чеченских властей надо еще как следует продумать.
- Как обстоит сегодня дело с возвращением в Чечню беженцев и вынужденных переселенцев?
- Здесь большую роль сыграло постановление правительства о выплате компенсаций за утраченное жилье и имущество. На эти цели выделена огромная сумма - более одного миллиарда долларов. Для сравнения замечу: годовой бюджет той же Грузии - 400 миллионов долларов.
Поэтому неудивительно, что беженцы потянулись домой. Если раньше в Ингушетии их было порядка 300 тысяч человек, то теперь осталось около 50 тысяч. Даже из Панкисского ущелья Грузии вернулись на родину уже более 60 беженцев.
- Вам часто удается встречаться с президентом России?
- Владимир Владимирович держит на контроле все вопросы, касающиеся Чечни. Естественно, когда возникает серьезная необходимость, мы с ним встречаемся.
- Не секрет, что на посту председателя правительства Чечни у вас случались определенные трения с Ахматом Кадыровым. Но вот теперь он - избранный президент республики. Как складываются личные отношения?
- Нормально. Отношения деловые, рабочие. У него есть хорошая черта - советоваться по вопросам, в которых он чувствует себя недостаточно компетентным, в частности в сфере экономики. А характер - у каждого свой. Главное, чтобы не страдало общее дело. И в этом смысле у нас все в порядке.
Беседу вел