03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРАВО, А НЕ ОБЯЗАННОСТЬ

Анохин Павел
Опубликовано 01:01 18 Ноября 2003г.
О готовности избирательной системы страны к предстоящим выборам в Государственную Думу "Труду" рассказывает член Центральной избирательной комиссии РФ Владимир БУТАЕВ.

- Владимир Иванович, прокомментируйте, пожалуйста, недавнее решение Конституционного суда, усмотревшего ограничение свободы слова в одном из положений закона о гарантиях избирательных прав граждан.
- Мне кажется, это соломоново решение, которое должно удовлетворить и средства массовой информации, и систему избирательных комиссий. Конституционный суд, поправив и растолковав определенные положения закона, улучшил его. Сняты некоторые ограничения на профессиональную деятельность журналистов во время предвыборной кампании, но и не затруднены функции избирательных комиссий. Мы выстраиваем свою работу в соответствии с федеральным законодательством и в обязательном порядке - с решениями Конституционного суда.
- Министерства и ведомства, по тем же законам, призваны всячески содействовать избирательным комиссиям в проведении выборов. А как на деле?
- Это принципиально важный вопрос. Взаимодействие избирательных комиссий и структур госвласти осуществляется на правовой основе. Правительство недавно приняло постановление, которое так и называется "О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и президента Российской Федерации". В нем и определены конкретные задачи и пределы полномочий для каждого министерства, ведомства по оказанию содействия избирательным комиссиям.
- Кстати, какие ведомства задействованы в выборах?
- МВД, Министерство юстиции, Министерство обороны, МИД, МЧС, Министерство по налогам и сборам. И целый ряд других министров, не буду их перечислять - они указаны в постановлении правительства. У каждого свои задачи в рамках законов, но они не пересекаются с полномочиями избирательных комиссий. К таковым относятся, например, проверка судимости кандидатов, сведений об их доходах и имуществе, о двойном гражданстве... Соответствующие избирательные комиссии делают запросы в федеральные и региональные государственные структуры, которые располагают необходимой информацией. Они обязаны осуществить проверку по запросам комиссий и в установленные сроки предоставить достоверные сведения в русле требований закона. Специалисты экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых служб МВД России привлекаются для проверки достоверности подписей в подписных листах.
При ЦИК России, других избирательных комиссиях образованы контрольно-ревизионные службы, куда откомандированы специалисты из различных государственных органов. С их участием проверяется, скажем, законность формирования и расходования денежных средств с избирательных фондов кандидатов, организация учета этих средств, проверка финансовых отчетов кандидатов, политических партий блоков.
- Имеют ли возможность избирательные комиссии получать информацию о состоянии здоровье кандидатов?
- Закон этого не предусматривает. Однако полагаю, что сама партия, которая поддерживает того или иного кандидата, заинтересована в том, чтобы у нее была и такая информация о кандидате. Хотя, подчеркиваю, это находится за пределами законодательных норм.
- Успешный финиш избирательной кампании во многом зависит от того, насколько удачно сформированы территориальные избиркомы. Вспоминается ситуация с губернаторскими выборами в Красноярском крае, где избирательная комиссия не подчинилась судебным решениям, за что была расформирована. Как на сей раз обстоят дела на местах?
- Во всех 89 субъектах Российской Федерации сформированы и действуют 2 747 территориальных избирательных комиссий. Сразу же хочу отметить, что в этом активно участвовали представители региональных отделений политических партий и общественных организаций, избирательных объединений и блоков, органов местного самоуправления. Если говорить о персональном составе территориальных комиссий, то именно они предложили более 26 тысяч кандидатур, из которых было отобрано и утверждено около 23 тысяч человек.
- А кто по закону не имеет права быть членом избиркомов?
- Хочу уточнить: членами комиссий с правом решающего голоса. Ими не могут быть на соответствующих выборах супруги и родственники самих кандидатов, а также супругов кандидатов, допущенных к выборам. Лица, не имеющие российского гражданства. Граждане России, не достигшие 18-летнего возраста, а также признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, судьи, прокуроры, выборные должностные лица, кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений и блоков, которые выдвинули кандидатов. Перечень положений, определяющих статус членов избирательной комиссии, достаточно объемный и четко определяется статьей 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
- Многие политологи и социологи утверждают, что в российском обществе нарастает определенная политическая апатия. Опасаются, что часть избирателей может не прийти на выборы или проголосовать "против всех". Что должны делать избирательные комиссии для преодоления таких тенденций?
- Снижение активности избирателей на выборах в органы государственной власти - это не проблема ЦИК России, равно как и не проблема территориальных избирательных комиссий. Так или иначе, осуществить свой выбор в день голосования - это право гражданина, а не обязанность. Другое дело, что выборы играют важную роль катализатора проходящих в обществе процессов. И, как показывает анализ выборов высших должностных лиц в субъектах Российской Федерации, которые проходили в 1996 - 1998 и в 2001 - 2002 годах, то, к сожалению, достаточно заметное снижение явки избирателей, происходит рост "протестного голосования". Причины на виду. Скажем, буквально перед выборами из политической борьбы исключаются те или иные кандидаты, которые пользуются доверием избирателей, а среди оставшихся нет личностей авторитетных. Нередко "протестная" реакция вызвана низким уровнем жизни в регионе, мнением, что участие в выборах не изменит к лучшему ни политическую, ни социальную ситуацию. Лично я, конечно, считаю, что на выборы ходить надо, а свой голос ценить, не разменивать на популистскую мелочевку и не считать, что мы лишь "винтики" в процессе формирования государственной власти. Каждый гражданин, избиратель, может сыграть решающую роль при подведении итогов голосования и определении результатов выборов
- Не секрет, что выборы, на которых присутствуют международные наблюдатели, приобретают большее доверие у народа. Известно ли, какие зарубежные организации собираются прислать своих представителей к нам?
- По нашим предположениям, наблюдать за нынешними выборами в Государственную Думу будут не менее тысячи зарубежных представителей. Уже поступило более 100 уведомлений от исполкома СНГ, который в эти дни открывает в России свою долгосрочную миссию. Начинает работу и миссия ОБСЕ. Вполне возможно, будут депутаты из парламентской ассоциации Совета Европы, Европарламента, межпарламентской ассамблеи СНГ. Российскому обществу предстоит пройти очередное испытание на гражданскую зрелость. И, надеюсь, что это испытание будет достойно выдержано.
Беседу вел


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников