КОГО НАЗВАТЬ МАМОЙ

Почему, только когда счет беспризорников идет уже на миллионы, а сирот - на сотни тысяч, правительство и депутаты взялись за "детские" проблемы? И даже не эта массовая беда послужила поводом для обсуждения на "правительственном часе", а гибель усыновленных и увезенных за границу маленьких россиян...

Как доложил Госдуме заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников, за 10 последних лет за рубежом погибли 15 российских детей (14 из них - в США). Сейчас прокуратура расследует уголовное дело в отношении чиновников и двух агентств, участвовавших в усыновлении Дениса Урицкого, который в январе этого года скончался от издевательств и истощения в сытой Америке. Второе дело - по факту усыновления Вики Баженовой, тоже усыновленной американской семьей в Иркутской области. Девочка была забита до смерти приемной матерью.
Справедливости ради надо сказать, что у нас подобное тоже случается. Только официальной статистики нет. Вот в семье из Луховицкого района Московской области несколько лет жестоко издевались над приемным мальчиком из детдома: ставили в наказание на горох, выгоняли из дому. В конце концов избили ремнем с металлической пряжкой, отчего он скончался. Нелюдей хватает не только по ту сторону океана.
С нарушениями в международном усыновлении можно справиться. Можно даже вообще его приостановить. Многие и ожидали от депутатов такого популистского хода. Но скандала не случилось. Может, потому, что в зале оказалось слишком мало депутатов - всего человек 70 (из 400 с лишним), что оскорбило зам. Генпрокурора, о чем он прямо сказал. Видно, Госдуму не сильно волнует судьба бедных сирот - не бюджет же делят. "Не пущать" - самая простая и понятная всем мера. Но возникает вопрос: что делать с армией сирот? А их сейчас почти 800 тысяч.
По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, за 15 лет в стране вдвое увеличилось число сирот и вдвое же - количество детдомов. И все равно в них очереди. Все понимают, что детдома для воспитания не годятся, что детям лучше всего в семьях - пусть и не в родных. Но по сравнению с 1993 годом россияне стали усыновлять в два раза меньше детей, в то время как число иностранных усыновлений увеличилось в 4,5 раза. Например, в 2004 году российские семьи усыновили 7,8 тысячи детей, а зарубежные - 9,4 тысячи. При том, что законодательство предусматривает приоритет российских граждан при решении вопросов об усыновлении: только после их отказов ребенка можно предлагать иностранцам.
Почему счет не в нашу пользу - понятно. Низкие доходы населения, жилищные проблемы и отсутствие государственной поддержки. Эти причины, по данным социологов, называют 40 процентов опрошенных. Моя знакомая давно мечтает взять в детдоме мальчика. Но, говорит, где гарантия, что и завтра будет работа с зарплатой? У нас же жизнь нестабильная. Государство же усыновителям ничем не помогает. А в Самарской области, где местные власти установили им выплаты в размере 10 тысяч рублей, детдома постепенно освобождаются. Половина всех российских усыновлений приходится на этот регион. По мнению Владимира Колесникова, именно из-за отсутствия средств россияне не только не решаются брать ребенка из детдома, но и нередко вынуждены отказываться от уже усыновленных детей. За пять лет судами было рассмотрено около тысячи дел об отмене усыновления российскими гражданами. "На содержание детдомов уходят миллиарды, - возмущался Владимир Ильич. - Лучше отдайте эти деньги мамам". В самом деле, если ежемесячное содержание ребенка в детдоме обходится в 17 тысяч рублей, то почему бы половину суммы не выплачивать приемным родителям? Попутно зам. Генпрокурора прошелся по Абрамовичу, который, мол, вместо того, чтобы позаботиться о детях, покупает "Челси"...
Вывод очевиден. В нашей стране пока предпочтительнее другие формы семейного устройства детей: например, опекунство и попечительство, когда государство выплачивает родителям пособие на ребенка, а в 18 лет должно предоставить ему квартиру (впрочем, последнее - чаще на бумаге). И таким способом в 2004 году в российские семьи было передано на воспитание более 100 тысяч детей.
Есть, правда, еще одна причина, по которой усыновление "не идет" в нашей стране. Чиновникам, всем - от министерских до органов опеки и попечительства на местах - проще, да и выгоднее подыскивать детишек (в банке данных их 108 тысяч) для заинтересованных иностранцев, чем родителей-сограждан. Это ж надо приложить усилия, разработать программу, найти средства.
А заниматься этим, как выяснилось, некому. Владимир Колесников справедливо раскритиковал Министерство образования и науки, которое не контролирует работу представительств международных агентств, не требует обязательных отчетов о положении детей в приемных семьях, не лишает нарушителей аккредитации. А некоторым без затей продлили. Окажись среди чиновников коррупционер, что не исключено, - и он озолотится. По данным Колесникова, иностранные усыновители платят за ребенка от 15 до 18 тысяч долларов. И часть этих денег идет как раз чиновникам. Что же касается устройства сирот в семьи, то это не компетенция министерства. У него - только аккредитация и контроль над отчетностью. Впору на дверях учреждения написать: за сирот и беспризорников Министерство образования ответственности не несет.
Это, оказывается, забота органов опеки и попечительства, которые находятся в ведении местных органов власти. Но там, по словам Фурсенко, тоже некому заниматься детьми. На них же - еще старики, инвалиды и прочие недееспособные. Из 3 тысяч органов опеки 300 вообще не имеют специалистов в области охраны детства, а в 1,7 тысячи работает по одному специалисту.
Предложений на поверку оказалось не так уж много. Фурсенко высказался за реформу органов опеки и скорейшую ратификацию Гаагской конвенции как о действенном механизме по защите прав детей, усыновляемых иностранцами. Все сошлись на том, что надо законодательно запретить так называемое независимое усыновление, когда зарубежные усыновители сами ищут в России ребенка, не прибегая к помощи аккредитованных агентств. В этом случае государство теряет рычаги для отслеживания судьбы малыша за рубежом. Большинство трагедий произошло как раз в таких семьях.
Самые радикальные предложения высказал Владимир Колесников. Поскольку никто в стране сейчас не отвечает за судьбу сирот, как и беспризорников, - необходимо создать специальное ведомство, скажем, комитет по вопросам усыновления российских детей, который будет централизованно "определять политику, концепцию, идеологию". Даже кандидатуру назвал - из присутствующих. Но невольно подумалось, что, если будет новая государственная структура, то во главе ее надо поставить человека, который сам усыновил ребенка. Может, и не одного... Хватит нам теоретиков.
Что будет дальше с сиротством? Не исключено, что опять поговорим - и до будущей беды в каком-нибудь американском штате.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Екатерина ЛАХОВА, председатель Комитета Госдумы РФ по делам женщин, семьи и детей:
- Проверка, проведенная ФСБ, показала высокую степень коммерциализации на всех стадиях усыновления детей иностранцами. Усыновление превратилось в бизнес. Того, что сегодня делается Министерством образования и науки по контролю над международным усыновлением, равно как и предлагаемых им мер по налаживанию этой работы, явно недостаточно. Мы хотим, чтобы сироты воспитывались преимущественно в российских семьях, а если их отдали иностранцам, мы должны знать, что с ними происходит. Разве Минобразования занимается профилактикой сиротства, защитой интересов детей, следит за их дальнейшей судьбой после усыновления? Нет. По-моему, все вопросы, связанные с усыновлением, надо передать в ведение Минздравсоцразвития.
Геннадий ГУДКОВ, член Комитета Госдумы по безопасности:
- Я не стал бы драматизировать проблему иностранного усыновления. На мой взгляд, она преувеличена. Действительно, в любой семье не без урода, будь то российские или, например, американские семьи. И там, и там встречаются случаи жестокого обращения с детьми, иногда приводящие даже к их смерти. Но бороться с этим надо не запретами на усыновление, а контролем за дальнейшей судьбой ребенка. Это не означает, что надо тотально выписывать зарубежные командировки нашим чиновникам, ведающим этим вопросом. Это вопрос дипломатии, международно-правовых актов.
Владимир ЛУКИН, уполномоченный по правам человека в РФ:
- Я выступаю против запрета на международное усыновление. Разговоры о запрещении зарубежного усыновления представляют популистскую, псевдопатриотическую галиматью, которая призвана прикрывать чьи-то интересы, но только не интересы детей. Критерий - права ребенка, все остальное вторично. Безусловно, в плане международного усыновления, как и усыновления вообще, есть много вопросов, которые нужно решать. Например, за счет ограничения числа агентств, которые бы получали регистрацию для осуществления этой деятельности в России. А определять эти агентства нужно с помощью открытого конкурса. Кроме того, в России недостаточно хорошо организовано усыновление внутри страны. В частности, необходимо лучше развивать систему попечительского контроля и контроля за тем, в каких условиях проживают усыновленные дети.