НИ ДАТЬ НИ ВЗЯТЬ

Тормознули его на дороге в нетрезвом состоянии, проверили документы и попросили пройти медицинское освидетельствование. Анатолий Захаров отказался. И предложил инспектору сотовый телефон "в качестве компенсации за причиненное беспокойство". По другой версии телефон предложил его друг, находившийся в салоне машины. Инспектор от сделки отказался, составил протокол, потом возбудили уголовное дело.

Расследовали его долго. Свидетелей попытки подкупа должностного лица на ночной дороге не было и быть не могло. К тому же в то время у Захарова был условный срок наказания за ранее совершенное преступление. В итоге наш "герой" предстал перед судом и получил два с лишним года за мобильник, а еще два добавили за прежние грехи. Теперь Захаров вместе с насильниками, грабителями и убийцами трудится электриком в ремонтно-механическом цехе ИК-5. Приговор суда считает излишне строгим, ибо взятки гаишникам, по его мнению, предлагают ежедневно и еженощно по всей стране. А вот посадили за колючую проволоку только его - другого такого горемыки, говорит, нет во всей России.
- Во всяком случае мне за 20 лет работы с осужденными подобного зэка видеть не приходилось, - говорит зам. начальника ИК-5 по кадрам и воспитательной работе Анатолий Левин.
Эта история привлекла внимание СМИ и правозащитных организаций Самары.
- Порядок на дорогах наводить надо, но такие единичные наказания проблемы не решат, - считает руководитель регионального правозащитного центра, старший советник юстиции Владимир Индиряков.
Взятки на дорогах сегодня выгодны в первую очередь водителям. Отдал деньги - и нет проблем. Иначе набегаешься и настоишься в очередях, пока получишь отпущение дорожного греха. Выгодны они и гаишникам. Во-первых, те пополняют свой скромный бюджет, во-вторых, проявляют специфическую форму милосердия, когда берут "штрафы" на месте.
Невыгодно все это только государству. Со взятками на дорогах как только не боролись. Были талоны предупреждения. Говорят, не оправдали себя. Были штрафные талоны, при которых водитель платил за нарушение на месте, а взамен получал на ту же сумму документ. Теперь нет ни того, ни другого, но ситуация на дорогах лучше не стала. В Самаре ежесуточно совершается до сотни нарушений правил дорожного движения и ДТП. Но точного количества предложенных и полученных взяток никто не знает. Отделом контрольно-профилактической работы областной ГАИ за девять месяцев этого года проведено около 300 проверок. К дисциплинарной ответственности привлечены 129 сотрудников ГАИ, 14 уволены, один осужден, три уголовных дела рассматриваются в судах.
- По поводу взяток могу сказать водителю одно: не предлагай, а инспектору - не бери - такие советы дает начальник контрольно-профилактического отдела областной ГАИ Вячеслав Нагорнов.
Но пока что дают и берут. И чаще всего это сходит с рук. А единичные судебные процессы действительно весомых результатов не приносят. Но это не значит, что надо каждого, кто хочет откупиться на месте, сажать за решетку. Нужны новые формы борьбы с этим злом, соответствующие демократическим переменам в нашем обществе. А пока нужно помнить, что потенциальная возможность влипнуть в "историю" есть у каждого водителя и гаишника. Об этом нам напоминают и результаты проверок, и зэк Анатолий Захаров. Мне он сказал, что впредь никому ничего предлагать не будет. Себе дороже!