10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДР НОВИКОВ: НАШИ РОКЕРЫ ДАЛЬШЕ КОЧЕГАРОК НЕ ПОШЛИ

Русский шансон чрезвычайно популярен в России, эта музыка звучит на каждом шагу. На ней специализируются целые радиоканалы, ей посвящаются помпезные фестивали... Притом шансон и блатняк - песни о зоне, тюрьме и прочих пенитенциарных заведениях - в современном российском понимании практически синонимы. Впрочем, один из ярких представителей жанра - Александр Новиков с этим категорически не согласен. По его мнению, тюремная тематика лишь опошлила прекрасный, "высокий", по его определению, жанр шансона. Мы встретились после завершения серии концертов Новикова в Екатеринбурге.

- Александр Васильевич, шансон - по-французски песня. Зачем понадобилось русский жанр называть иностранным словом, этакой смесью французского с нижегородским?
- Вообще-то мне не нравится словосочетание "русский шансон", но раз уж оно прижилось... Для меня русский шансон - это песня, где главное - стихи. Не тексты, а именно стихи. Этот жанр имеет у нас такое влияние и популярность, потому что в нем работали великие поэты, его классический образец - песни на стихи Есенина.
В отличие от попсы, русский шансон не нуждается в какой-то дополнительной сценической атрибутике - конечно, декорации, световые эффекты возможны, но необязательны. Для аккомпанемента вполне достаточно гитары, фортепиано или, допустим, гармошки... Корни русского шансона лежат очень глубоко - может быть, даже в глубине тысячелетий. Помните: на Руси были бояны, которые слагали былины и под гусли воспевали воинские подвиги либо народные страдания. Параллельно существовало скоморошество с шутками-прибаутками. На стыке этих двух течений и вырос русский шансон.
А во Франции шансон - просто песня. Достаточно примитивная с музыкальной точки зрения, да и смысловой нагрузки там меньше: у нас "Зайка моя" - это попса и убожество, но во Франции будет считаться нормальным шансоном.
- Что скажете по поводу сведения русского шансона исключительно к блатным песням?
- Сегодня жанр опошлили, туда хлынуло много бездарей. Они самонадеянно решили, что здесь можно легко достичь славы, и первым делом бросились сочинять о тюрьме. Ведь криминальная тема на сегодня наиболее востребована...
- То есть жанр совсем скатился и погряз в "уголовной лирике"?
- Пока я жив, не скатился и, надеюсь, не скатится. Тем более есть и кроме вашего покорного слуги положительные примеры...
- Можно назвать несколько фамилий?
- Не стоит. Потому что назову не всех, кого забуду - обидятся. Мы в своем немногом числе изо всех сил возводим жанр в ранг настоящего искусства, а большинство, увы, тянет его под нары и под кошмары. И попса туда ринулась - страшно смотреть. По одному каналу здоровенная бабища не первой свежести в черной пачке ползает на карачках по сцене, изображая умирающего лебедя. По другому каналу эта же бабища ведет хабальную передачу, в которой нормальному человеку просто показаться неудобно - все равно что зайти в приличное общество с бомжихой из канализационного люка. А по третьему эта же бабища, полностью слетевшая с тормозов, вдруг поет какие-то запрещенные песни, шансон, понимаете ли...
- Вы не чувствуете себя одиноким волком, окруженным со всех сторон бездарями и приспособленцами?
- Я всегда рассчитывал только на себя. Я занимаюсь собственным делом, самодостаточен, не участвую ни в каких стаях, коллективных движениях - мне это не нужно. То, что делаю, - это и есть современный шансон: вехи, колья, которые обозначают границы жанра. Хочешь работать в жанре - бегай между этими кольями...
- А почему вы выбрали шансон? Вы начинали в Свердловске с группой "Рок-полигон", когда "уральский рок" (ныне практически почивший) еще только рождался. Почему не остались с бывшими коллегами?
- Потому что я поэт. Року такие не нужны, он никогда не приживется в нашей стране и все равно переродится в шансон. Что, собственно, и происходит: рок все упрощается и упрощается. Наши рокеры так и не переросли свои кочегарки, откуда они начали, в кочегарки все и вернется... Для России как рок, так и мюзикл - "Метро", "Чикаго" всякие - это инородные тела. Ламбада никогда не станет нашей национальной песней, она захлебнется на дорогах России. И рок точно так же умрет, переродится. Это просто не наше, НЕ НА-ШЕ.
- Вы давно и с чувством ругаете попсу, неужели в популярной музыке совсем плохи дела?
- Жанр-то замечательный, по охвату он гораздо шире, чем шансон и рок. Просто у нас в стране его опошлили "фанера" и отсутствие талантов. С одной стороны - бездари, какие-то Светы, понимаете ли, Дуськи, Маськи - у них и клички, как у собак. С другой - карикатурные дамы преклонных лет, которые не хотят отдавать свои позиции в жанре. И между ними - мальчики, не имеющие пола... Вот это стадо, естественно, и вызывает у народа отвращение, и он его окрестил попсой...
Но не всех. Вот, например, Агутин - потрясающий артист, великолепно работает, очень талантливый, интеллигентный человек, чрезвычайно благородный, я бы сказал, исполнитель. Его уровень гораздо выше нашего среднего отечественного, он совершенно свободно может выступать за рубежом, в любой стране. Как его можно назвать попсовиком? Ни в коем случае. Еще у нас есть Николай Носков... Но мало талантливых, в основном, конечно, фанерщики. А радиостанции, вместо того чтобы дать настоящую песню, крутят весь этот нафталин....
- Не нравится политика телеканалов?
- Так там сплошные сериалы, которые я называю "расчлененка через замочную скважину". А если не сериалы, то "Аншлаг" или "Дурдом-2". А между ними - "Субботний вечер", который кочует с канала на канал, только называется по-разному. Сидит куча попсовиков в зале, изображая радость и хлопая друг другу, как детишки в детском саду. Потом один спускается в зал, другой поднимается оттуда - и ему так же хлопают. По-моему, показаться в такой передаче - позор невообразимый. Я в них и не участвую, хотя приглашали много раз.
Также не участвую ни в новогодних огоньках, ни в концертах по профессиональной принадлежности... Тоже явление в нашей стране: в День железнодорожника все в железнодорожной форме поют песни про шпалы и про паровозный гудок, в День нефтяника - про нефтяную трубу, в День связиста - про провода-провода-проводочки... Весь концерт состоит из ряженых и приспособленцев, которых согнали выступить за деньги или просто за возможность показаться в эфире. А я всегда выступаю от души - не для антуража и массовости. Любителем массовки никогда не был.
- А к корпоративным вечеринкам как относитесь?
- Я работал на некоторых из них. И программа моя стоит достаточно дорого, иногда до ста тысяч долларов. Но уж если работаю, то не в столовой-забегаловке и не в подземном переходе, а в серьезном клубе. Моя администрация придирчиво смотрит, где можно работать, а где нельзя.
- В каком городе вас лучше всего принимают?
- Везде одинаково хорошо. Хотя чем дальше от Москвы, тем народ добрее и чище. Но для меня нет ни екатеринбургской, ни московской публики, у меня одна большая страна - Россия. К слову сказать, я никогда не выступал за границей - из чисто патриотических соображений. Я очень уважаю свою страну и свой российский паспорт. Если кто из иностранцев хочет посмотреть на Александра Новикова - милости просим сюда. А я вас обслуживать по дешевым заграничным ресторанам и кофейням, где выступали все наши артисты, не поеду!
- Ваши дети слушают ваши произведения?
- Не сказать, что они упиваются русским шансоном и папашиными песнями, но слушают и правильно их понимают. Они знают и другую музыку. Дочь с малых лет любила "Beatles", "Deep Purple", "Queen", у нее вкус к классическим образцам, который меня удивляет. Я его не прививал и не давал никаких советов. Хотя ребята мои в определенный период, лет в 15, слушали и российскую "молодежную музыку". Например, "Мумия Тролля", потому что, извините за натурализм, мозги у них формируются намного позже, чем первичные половые признаки. А когда исполнилось 17, дети поняли, что дефективных слушать не надо. И прекратили.
- Как вы думаете, что будут слушать в России через 10-20 лет?
- Я думаю, музыка у нас должна серьезно шагнуть вперед, потому что сегодня она уже дошла до тупика. Ниже падать некуда: наши песни не берут на Запад - в связи с низким уровнем записи, с низкими художественными достоинствами... Больше так продолжаться не может. Но здесь должны свое влияние оказать телевидение и радио. Потому что они в основном и породили эту деградацию и стагнацию, эту "фанерную" индустрию. Сейчас мы варимся в собственном соку, и у нас звездой называется каждое существо из "Дома-2", вся заслуга которого в том, что оно трахается под стеклом, как насекомое, хотя даже в этом не достигает звездных результатов. Давайте не опошлять прекрасное слово "звезда".
- Ученики, последователи у вас есть?
- Нет, таких ярких, как хотелось бы, к сожалению, нет, не проявляются.
- Что же, никто и записей своих не приносит к вам в студию?
- Каждый день, пачками. Но ставишь пластинку - и начинается: "В натуре ты, маманя, не прислала передачу, менты-козлы отняли хлеб..." - и подобный бред сивой кобылы. Спрашиваешь парня: зачем ты это пишешь? Отвечает: так сейчас это катит, шансон - это круто... Никак в мыслях от тюрьмы не отойдут.
- Но ведь в этом отношении и вы не без греха.
- У меня тюремная тематика если была, то только как антураж, а основное - чувства и человеческие судьбы. У меня все песни о любви. Например, "Даже свод тюрьмы старинной" - это песня о любви к городу, к его истории.
- В последнее время у вас появились песни, так скажем, религиозной тематики. С чем это связано?
- Да, есть несколько песен - "Колокольня", например. Нет, ничего особенного со мной не произошло, я как был верующий, так и остался. Может, сказалось то, что я отлил колокола для монастыря на Ганиной Яме - на месте первого захоронения императорской семьи. Собственно, первые колокола мы отлили еще в 92-м, когда о создании монастыря и разговора не было. Я это сделал, просто веря и не сомневаясь в том, что рано или поздно обитель будет. Знал, что Бог этого хочет. Поэтому и получилось. Колокола благословили, освятили дар мой. И они там висят.
- Какое из событий последнего времени считаете самым радостным?
- Мое самое большое и самое радостное за последние три года достижение в творческом плане - цикл на стихи Сергея Есенина. Этот концерт мы смогли снять, два раза показать по НТВ, в нем участвовало более ста человек. Это потрясающее дело, которое мы смогли осилить. Если честно, мне мало было эти песни просто сочинить - надо было написать так, чтобы после нас писать на эти стихи уже было безумием. Вам судить, удалось ли...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников