18 августа 2017г.
МОСКВА 
24...26°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.25   € 69.65
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАХМАНИНОВУ НЕ ДОВЕРИЛИ "СТЕЙНВЕЙ"

Безрук Мария
Статья «РАХМАНИНОВУ НЕ ДОВЕРИЛИ "СТЕЙНВЕЙ"»
из номера 214 за 18 Ноября 2006г.
Опубликовано 01:01 18 Ноября 2006г.
Осенний Санкт-Петербург навевает тоску и уныние: дождь, сырость, промозглый ветер. В этом городе и в соответствии с этой погодой Павел Лунгин снимает полную меланхоличной музыки картину о выдающемся русском композиторе, пианисте и дирижере Сергее Васильевиче Рахманинове. Корреспондент "Труда" побывал на съемочной площадке.

До сих пор у нас не было художественного фильма о Рахманинове. Много лет назад снимать картину о нем собирался режиссер Андрей Кончаловский. Но в Госкино ему отказали: фильм об эмигранте советскому зрителю-де не нужен. Позже, уже в перестроечные годы, Кончаловский вместе с Юрием Нагибиным написал сценарий будущей картины. Но в отечественном кино наступили смутные времена, и денег для постановки найти так и не удалось.
И вот теперь поэтическую фантазию на тему жизни и творчества великого музыканта снимает Павел Лунгин. Рабочее название картины - "Ветка сирени" - отсылает нас к одной из легенд, связанных с Рахманиновым. Согласно ей, юный музыкант был влюблен в цыганку Анну Лодыжинскую. Когда они расставались, красавица на прощание подарила возлюбленному ветку сирени. А спустя много лет, уже в эмиграции, Рахманинов после каждого концерта вдруг начинает получать сирень от неизвестного поклонника... Между прочим, композитор всю жизнь обожал сирень и даже безуспешно пытался разводить ее в непригодном для этого калифорнийском климате.
Действие фильма разворачивается в США, куда Рахманинов выехал сразу после революции. Сергей Васильевич тяжело переживал разлуку с Родиной. И в течение всех 25 лет, проведенных в эмиграции, почти не писал. Все лучшие его произведения, вошедшие в золотой фонд классической музыки, были созданы в России. По замыслу Лунгина, который живет в Париже, картина должна быть пронизана ностальгией. Эпизоды жизни пожилого композитора перемежаются воспоминаниями о годах счастливой юности, учебы в консерватории, первой любви...
...Питерский Jazz Club задымлен и слабо освещен. Здесь снимается сцена встречи уставшего от бесконечных концертов и слегка подвыпившего Рахманинова с Фредом Стейнвеем - производителем лучших в мире роялей. Стены бара увешаны афишами популярных американских джазовых музыкантов, между столиками прогуливается высокая темнокожая певица в ярко-красном платье (кстати, эта колоритная женщина действительно поет в одном из элитных баров северной столицы). Из облака табачного дыма появляется невысокий мужчина. В полумраке я вижу знакомое с детства лицо автора лучших на свете прелюдов для фортепиано, которые мне довелось играть в годы учебы в музыкальном училище. Сходство Евгения Цыганова (его хорошо знают зрители по "Детям Арбата") с Сергеем Васильевичем поражает. Актеру, кажется, удалось уловить глубину и грусть, пронизывающую музыку композитора и наложившую печать на его лицо.
Вслед за тем появляется и Алексей Кортнев, играющий Стейнвея. По сюжету, тот пытается убедить русского друга в том, что участие в рекламе и изнуряющие концерты - единственный способ выжить в Америке. Оба артиста вместе с режиссером начинают обсуждать предстоящую сцену. Цыганов по ходу отказывается от некоторых реплик и предлагает свои. В результате один из вариантов принимается. Вот как это выглядит в процессе съемок. Темнокожая певица подходит к Рахманинову и обвивает его шею руками. Композитор, улыбаясь, обращается к девушке: "Эмми, сколько получает пианист в вашем баре?" - "Хороший пианист?" Эти две реплики произнесены по сценарию. А третья, завершающая сцену, придумана Цыгановым. "Фред, - лукаво посмотрев на друга, спрашивает Рахманинов, - я хороший пианист?" Лунгин доволен.
Следом снимается эпизод, где Рахманинов, сев за рояль, аккомпанирует поющей Эмми. Неожиданно возникает проблема: хозяева бара не разрешают прикасаться к инструменту: "Это же настоящий "Стейнвей", вы знаете, сколько он стоит?!" Цыганова перспектива имитировать игру весьма удручает. Артист незаметно открывает крышку и, едва прикасаясь к клавишам, наигрывает "Богемскую рапсодию" Фредди Меркюри и "Imagine" Джона Леннона. Кажется, его игра успокаивает хозяев. Разрешение получено.
Сцену всеобщего веселья снимают допоздна. По графику смена должна закончиться в девять вечера. Но съемки затягиваются. Американский продюсер, присутствующий на площадке, выразительно смотрит на Лунгина и стучит пальцем по часам: на Западе понятия "переработка" не существует. За 15 минут до часа "икс" он и вовсе начинает дергать вошедшего во вкус режиссера. Невозмутимый Лунгин пытается объяснить американцу на его родном языке, что тот не прав. При этом он использует одно емкое слово, весьма популярное в голливудских фильмах, а теперь и у нас тоже. И отвоевывает-таки полчаса...
Помимо Цыганова и Кортнева в картине принимает участие множество отечественных звезд. Жену Рахманинова Наталью Сатину сыграет Виктория Толстоганова, цыганку Анну Лодыжинскую - Виктория Исакова, в роли одного из преподавателей Рахманинова зрители увидят Алексея Петренко...
Как писал ранее "Труд", одной из сенсаций "Ветки сирени" должно было стать участие в ней Евгения Миронова в роли Петра Ильича Чайковского. Однако в последний момент создатели картины изъяли композитора из числа действующих лиц. С чем именно было сопряжено такое решение продюсеров, остается загадкой.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?