17 октября 2017г.
МОСКВА 
11...13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.09   € 67.30
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАХМАНИНОВУ НЕ ДОВЕРИЛИ "СТЕЙНВЕЙ"

Безрук Мария
Статья «РАХМАНИНОВУ НЕ ДОВЕРИЛИ "СТЕЙНВЕЙ"»
из номера 214 за 18 Ноября 2006г.
Опубликовано 01:01 18 Ноября 2006г.
Осенний Санкт-Петербург навевает тоску и уныние: дождь, сырость, промозглый ветер. В этом городе и в соответствии с этой погодой Павел Лунгин снимает полную меланхоличной музыки картину о выдающемся русском композиторе, пианисте и дирижере Сергее Васильевиче Рахманинове. Корреспондент "Труда" побывал на съемочной площадке.

До сих пор у нас не было художественного фильма о Рахманинове. Много лет назад снимать картину о нем собирался режиссер Андрей Кончаловский. Но в Госкино ему отказали: фильм об эмигранте советскому зрителю-де не нужен. Позже, уже в перестроечные годы, Кончаловский вместе с Юрием Нагибиным написал сценарий будущей картины. Но в отечественном кино наступили смутные времена, и денег для постановки найти так и не удалось.
И вот теперь поэтическую фантазию на тему жизни и творчества великого музыканта снимает Павел Лунгин. Рабочее название картины - "Ветка сирени" - отсылает нас к одной из легенд, связанных с Рахманиновым. Согласно ей, юный музыкант был влюблен в цыганку Анну Лодыжинскую. Когда они расставались, красавица на прощание подарила возлюбленному ветку сирени. А спустя много лет, уже в эмиграции, Рахманинов после каждого концерта вдруг начинает получать сирень от неизвестного поклонника... Между прочим, композитор всю жизнь обожал сирень и даже безуспешно пытался разводить ее в непригодном для этого калифорнийском климате.
Действие фильма разворачивается в США, куда Рахманинов выехал сразу после революции. Сергей Васильевич тяжело переживал разлуку с Родиной. И в течение всех 25 лет, проведенных в эмиграции, почти не писал. Все лучшие его произведения, вошедшие в золотой фонд классической музыки, были созданы в России. По замыслу Лунгина, который живет в Париже, картина должна быть пронизана ностальгией. Эпизоды жизни пожилого композитора перемежаются воспоминаниями о годах счастливой юности, учебы в консерватории, первой любви...
...Питерский Jazz Club задымлен и слабо освещен. Здесь снимается сцена встречи уставшего от бесконечных концертов и слегка подвыпившего Рахманинова с Фредом Стейнвеем - производителем лучших в мире роялей. Стены бара увешаны афишами популярных американских джазовых музыкантов, между столиками прогуливается высокая темнокожая певица в ярко-красном платье (кстати, эта колоритная женщина действительно поет в одном из элитных баров северной столицы). Из облака табачного дыма появляется невысокий мужчина. В полумраке я вижу знакомое с детства лицо автора лучших на свете прелюдов для фортепиано, которые мне довелось играть в годы учебы в музыкальном училище. Сходство Евгения Цыганова (его хорошо знают зрители по "Детям Арбата") с Сергеем Васильевичем поражает. Актеру, кажется, удалось уловить глубину и грусть, пронизывающую музыку композитора и наложившую печать на его лицо.
Вслед за тем появляется и Алексей Кортнев, играющий Стейнвея. По сюжету, тот пытается убедить русского друга в том, что участие в рекламе и изнуряющие концерты - единственный способ выжить в Америке. Оба артиста вместе с режиссером начинают обсуждать предстоящую сцену. Цыганов по ходу отказывается от некоторых реплик и предлагает свои. В результате один из вариантов принимается. Вот как это выглядит в процессе съемок. Темнокожая певица подходит к Рахманинову и обвивает его шею руками. Композитор, улыбаясь, обращается к девушке: "Эмми, сколько получает пианист в вашем баре?" - "Хороший пианист?" Эти две реплики произнесены по сценарию. А третья, завершающая сцену, придумана Цыгановым. "Фред, - лукаво посмотрев на друга, спрашивает Рахманинов, - я хороший пианист?" Лунгин доволен.
Следом снимается эпизод, где Рахманинов, сев за рояль, аккомпанирует поющей Эмми. Неожиданно возникает проблема: хозяева бара не разрешают прикасаться к инструменту: "Это же настоящий "Стейнвей", вы знаете, сколько он стоит?!" Цыганова перспектива имитировать игру весьма удручает. Артист незаметно открывает крышку и, едва прикасаясь к клавишам, наигрывает "Богемскую рапсодию" Фредди Меркюри и "Imagine" Джона Леннона. Кажется, его игра успокаивает хозяев. Разрешение получено.
Сцену всеобщего веселья снимают допоздна. По графику смена должна закончиться в девять вечера. Но съемки затягиваются. Американский продюсер, присутствующий на площадке, выразительно смотрит на Лунгина и стучит пальцем по часам: на Западе понятия "переработка" не существует. За 15 минут до часа "икс" он и вовсе начинает дергать вошедшего во вкус режиссера. Невозмутимый Лунгин пытается объяснить американцу на его родном языке, что тот не прав. При этом он использует одно емкое слово, весьма популярное в голливудских фильмах, а теперь и у нас тоже. И отвоевывает-таки полчаса...
Помимо Цыганова и Кортнева в картине принимает участие множество отечественных звезд. Жену Рахманинова Наталью Сатину сыграет Виктория Толстоганова, цыганку Анну Лодыжинскую - Виктория Исакова, в роли одного из преподавателей Рахманинова зрители увидят Алексея Петренко...
Как писал ранее "Труд", одной из сенсаций "Ветки сирени" должно было стать участие в ней Евгения Миронова в роли Петра Ильича Чайковского. Однако в последний момент создатели картины изъяли композитора из числа действующих лиц. С чем именно было сопряжено такое решение продюсеров, остается загадкой.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.