Александр Филиппенко ответит на три «почему»

Ответы предстоит угадать публике его литературно-музыкального проекта «Триумф художественного вкуса»

20 ноября в концертном зале «Оркестрион» актер Александр Филиппенко вместе с ансамблем солистов «Эрмитаж» Алексея Уткина выступят с продолжением проекта «Триумф художественного вкуса». «Труд» выяснил, почему свою серию концертов артисты определили как «литературно-музыкальную симфонию».

«Человек-театр, которому не нужны режиссеры» — так нередко называют Александра Филиппенко. Интеллектуал с элитным научным образованием (Московский физико-технический институт), звезда капустников и КВН, затем выпускник Щукинского училища, наконец, всем известный актер театра и кино, которому особенно удаются персонажи с жарким, порой дьявольским внутренним огнем, вроде Азазелло в «Мастере и Маргарите» или Ленина в «Романовых»… И он же — тонкий знаток литературы, мастер монопредставлений, среди которых спектакль «Мертвые души» (последние главы) или спектакль-бенефис «Не может быть (от Зощенко до Акунина)». Но в проекте «Триумф художественного вкуса» Александр Филиппенко выступает не один. Его полноправными партнерами по сцене становятся музыканты — ансамбль солистов «Эрмитаж» во главе с его художественным руководителем Алексеем Уткиным, носящим неофициальный, но всеми безоговорочно признаваемый титул «Золотой гобой России».

Этому проекту уже четыре года. Стартовав на сцене Московского международного дома музыки, он объехал многие города и залы страны, а теперь будет показан в концертном центре «Оркестрион». Лучшие стихи Бориса Пастернака, Юрия Левитанского, Иосифа Бродского, Олега Григорьева, проза Михаила Зощенко обретают в этой программе новое звучание и смыслы в союзе с музыкальными произведениями Моцарта, Карла Филиппа Эммануила Баха, Шостаковича, Пьяццоллы.

О том, как родился этот проект и откуда взялось его необычное название, рассказывает Александр Филиппенко:

— После одного из концертов ко мне за кулисы зашел молодой, но уже очень известный музыкант Алексей Уткин. Сказал, что у него давно возникло желание сделать программу, где музыка и слово имели бы равные права на внимание зрителя-слушателя, а по ходу моего концерта эта идея получила дополнительные импульсы, и он даже сделал для себя какие-то заметки. Я признался, что мне тоже всегда было интересно найти такое сочетание поэзии и музыки, где они не просто дополняли бы друг друга, а были бы сопряжены неким внутренним единством… «Триумф художественного вкуса» — это название одного из рассказов, вошедших в программу. А вот обозначение для жанра концерта мы искали долго. В конце концов нашли у Зощенко. В конце его «Голубой книги» есть фраза: «Вот и заканчивается наша литературно-музыкальная симфония». Поняли, что лучше нашу композицию не назовешь. В течение этих полутора часов мы вместе со зрителем отправляемся на прогулку-размышление — о жизни и смерти, любви и ненависти, о славе… На таких концертах случайной публики быть не может. Приходят люди чувствующие и думающие. Между сценой и залом возникает интенсивный энергообмен, я его чувствую. При подготовке каждой программы, неважно, поэтической или прозаической, передо мной встают три «почему»: почему я в этот момент выхожу на эту публику с этим тестом. У меня должны быть ответы на эти «почему». И если я попаду с ответами «в десятку» — программа получится. Но можно ведь угодить и «в молоко». Или, скажем, «в тройку». И перед каждым выступлением я тоже их себе задаю. Но ответы — они только мои, и публике их знать не обязательно.