Целую неделю практически в круглосуточном режиме, включая бессонные бдения на ночных сеансах нон-стоп, столица Белоруссии жила большим кинематографом. 150 лучших фильмов мирового кино, в большинстве своем уже премированные на других киносмотрах, сошлись под сенью минского «Листопада» — замечательно придуманного и безупречно организованного фестиваля фестивалей, который, по сути, подвел итоги уходящего года.
Нынче на «Листопаде», который год от года становится все масштабнее, было уже шесть конкурсов. В том числе интереснейший конкурс дебютов «Молодость на марше» (здесь победила индийская социальная драма «Суд»), конкурс фильмов для детей и юношества «Листопадик» (победу одержал немецкий фильм «С ног на голову), конкурс документального кино (лауреат — «Правосудие в Венгрии»)...
Но главный интерес, как водится, вызывал основной конкурс, где были собраны фестивальные хиты сезона, в том числе победитель Берлинале — китайский криминальный боевик «Черный уголь, тонкий лед», который, увы, остался без наград. И не потому, что фильм оказался слабым, а потому, что другие фильмы были сильнее.
«Программа «Листопада» действительно фантастическая, — отметил председатель жюри основного конкурса Валерий Тодоровский на церемонии закрытия фестиваля. — Здесь показывают не просто хорошие, но и редкие фильмы».
Судить такую программу, состоящую, по сути, из шедевров современного экрана — дело нелегкое. Гран-при достался украинской драме «Племя». Жюри кинопрессы тоже удостоило этот фильм своей награды. Таким образом, «Племя» за полгода странствий по фестивальным экранам завоевало уже то ли 24, то ли 25 престижных трофеев по всему миру, начиная с Каннов, Лос-Анджелеса, Лондона, Милана и заканчивая ереванским «Золотым абрикосом», анапским «Киношоком», «Зеркалом» Плеса, а теперь вот и минским «Листопадом»...
«Племя» — кино без слов, и это оправдано логикой сюжета. Фильм рассказывает о жизни интерната для глухонемых, куда светлоглазым отроком приходит новичок Сергей. Но в этом, казалось бы, замкнутом мирке, в этой стране глухих действуют те же законы, что и в большом мире. В интернате промышляет банда под названием «Племя», которая специализируется на воровстве, разбое, сексуальных услугах. И подросток, чтобы уцелеть и выжить, обязан вписаться в этот жестокий социум. Он постепенно усваивает законы банды, живущей по правилам дикого, первобытного племени: слабого надо ударить, великодушного — унизить, бедного — обокрасть, пахана, наоборот, — возвеличить и ублажить.
За два часа напряженного течения фильма происходит, по сути, расчеловечивание главного героя, который из невинного подростка превращается в такого же страшного монстра, как и его жестокие подельники и покровители. В финале он крушит им головы, совершая, с одной стороны, справедливый акт возмездия, но и погружаясь сам в пучину бессмысленной и безысходной жестокости. У режиссера-дебютанта Мирослава Слабошпицкого, известного ранее по короткометражке «Ядерные отходы», получилось на выходе страшное, горькое, провидческое по смыслу и новаторское по киноязыку кино, которое для многих зрителей стало настоящим шоком.
Приз за лучшую режиссуру достался остросоциальному российскому фильму «Дурак» в постановке Юрия Быкова. Приз за лучшую операторскую работу — поэтичной грузинской притче «Кукурузный остров» режиссера Георгия Овашвили. Специальный приз жюри с формулировкой «За любовь к людям и уникальное чувство юмора» был вручен авторам еще одной грузинской картины, лирической драме «Слепые свидания» в постановке Левана Когуашвили.
«Выбор в пользу фильма-победителя был сделан нашим жюри единогласно, — комментирует ситуацию Валерий Тодоровский. — Всего мы присудили награды четырем фильмам, они впечатлили своими неоспоримыми художественными и кинематографическими достоинствами. Это лучшие фильмы, они сделаны мастерски».
С этим мнением мастера, автора «Страны глухих», «Стиляг», «Оттепели», трудно, да и не хочется спорить.