«28 панфиловцев»: гром войны

На экраны выходит долгожданный народный фильм

Это может показаться странным комплиментом, но лучшие кадры фильма «28 панфиловцев» начинаются... после финальных титров. Во всю ширину экрана в течение 20 минут идут имена и фамилии людей, которые оторвали от семейного бюджета часть своих доходов, чаще всего весьма скромных, и помогли фильму «28 панфиловцев» стартовать, а потом и состояться как факт искусства. В исконно русской традиции, с помощью пущенной по кругу шапки, были собраны 35 млн рублей — четверть бюджета этой масштабной героико-патриотической драмы. Не зря создатели «28 панфиловцев» считают свой проект истинно народным. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и солидные денежные вливания от Министерства культуры РФ, а также от дружественного Казахстана, где в 1941-м была сформирована дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова.

Между тем фильм поначалу позиционировался едва ли не как некий протестный жест. Его создатели напористо уверяли, что хотят снять честное кино о войне, которое будет противостоять фальшивой и конъюнктурной, по их мнению, эстетике «Сталинграда» и «Утомленных солнцем — 2». Поэтому Министерство культуры поначалу с опаской отнеслось к этому стихийно возникшему проекту. Но отснятый материал показал, что никаких революционных новаций в «28 панфиловцах» нет. По своей идеологии фильм вполне укладывается в русло традиционного советского военно-патриотического кино. Разве только в итоге обошелся российской казне в разы дешевле, чем названные выше фильмы, хотя по масштабу съемок и по качеству картинки в целом им не уступает.

Честно говоря, я с определенным недоверием относился к шумихе вокруг этого замысла и, редкий случай, понимал логику министра культуры Владимира Мединского, который не спешил протянуть руку помощи авторам новоявленного патриотического блокбастера. Лично меня смущал творческий бэкграунд энергичных авторов — Андрея Шальопы и Кима Дружинина, в фильмографии которых преобладали дежурные комедии («Море по колено»), криминальные и шпионские боевики («Последний день», «Наводчица») да поставленный их совместными усилиями ужастик «Поймать ведьму». Согласитесь, с таким творческим багажом браться за столь ответственную постановку — занятие рискованное.

Не скажу, что фильм «28 панфиловцев» убедил меня в огромном творческом потенциале авторов, до поры до времени дремавшем в недрах их художнических натур. Фильм снят скорее старательно, чем талантливо. Скорее добросовестно, нежели вдохновенно. Скорее мастеровито, чем мастерски. Зато видно, что творческий дуэт очень ответственно отнесся к работе, которая в общей сложности заняла более шести лет, — сценарий был закончен еще летом 2009 года. Потом, как водится, было бесконечное, изнурительное добывание денег — урывками, по крохам, были съемки рекламных тизеров, которые выкладывались в Сеть и помогали собирать средства на новый этап работы.

Параллельно искалась натура, утверждались актеры, шли переговоры с российскими и казахстанскими чиновниками от культуры. Наконец, заключались соглашения с многочисленными партнерами фильма, в том числе с разработчиками исторической военной онлайн-игры «Гром вой-ны», в которой с максимальной достоверностью воссоздаются все виды боевой техники, оружия, обмундирования того времени, исторические карты и сам ход сражений.

В итоге фильм «28 панфиловцев» по своей эстетике в чем-то как раз и напоминает компьютерную игру. Ты как бы погружаешься в безусловную, точную в малейших деталях, абсолютно правдивую военную обстановку, сложившуюся у подмосковного разъезда Дубосеково на стыке осени и зимы 1941 года. Смотришь на экран — и всеми порами ощущаешь: вот так в промерзшей земле задубевшими солдатскими руками рылись окопы и брустверы, вот так изготавливались связки гранат и их муляжи, вот так выбиралось место для пулеметного расчета, вот так натягивались на орудия и набрасывались на траншеи маскировочные сетки. Вот так по русскому заснеженному полю шли, изрыгая чад и смерть, бесчисленные чужеземные танки с крестами на броне. И вот так — смекалкой и умением, отвагой и самопожертвованием, огнем и мечом, а если надо, то и штыком, и саперной лопаткой, и подвернувшимся под руку топориком — их остановила рота панфиловцев. Сначала их было порядка 50, потом осталось 28, в финале, перед новой фашистской атакой, мы видим лишь горстку несломленных бойцов, которые на наших глазах превращаются в монумент.

В фильме, по сути, нет привычной драматургии, нет развернутых характеров, нет, допустим, ретроспекций в довоенную жизнь героев, нет каких-то своих оригинальных сюжетных ходов. Не считать же таковым странный разговор выдвигающихся на позицию бойцов о семи наемниках-самураях, которые защитили деревню от набегов чужаков. Понятно, что авторы хотели устроить некую перекличку с шедевром Акиры Куросавы, но фильм японского классика на этот сюжет появился только в 1954 году, а его ремейк — голливудская «Великолепная семерка» — еще позже. Откуда советские солдаты в 1941 году узнали об этом японском мифе задолго до самого Куросавы — загадка сия велика есть.

На такие необязательные, выбивающиеся из канвы фильма разговоры авторы времени почему-то не пожалели. А между тем из большой картины мы узнали не так уж много нового хотя бы о ком-нибудь из 28 героев-панфиловцев. Включая, увы, и легендарного политрука Василия Клочкова (его играет актер Алексей Морозов), который, конечно, произнесет в фильме знаменитые, хотя и слегка видоизмененные слова о том, что Россия велика, а отступать некуда, мелькнет еще пару раз в боевых эпизодах, но на этом, по сути, свою экранную функцию исчерпает.

За исключением первых двадцати минут, когда мы бегло знакомимся с коллективным портретом панфиловцев, все оставшееся время на экране идет реконструкция боя. Подробно показанного, дотошно воспроизведенного, выразительно снятого и убедительно сыгранного актерами боя. То, что в советских военных фильмах — таких, например, как «Баллада о солдате», «Горячий снег», «Они сражались за Родину», — было фрагментом произведения, здесь стало его сюжетом и его основным содержанием. Одна атака, вторая, третья... Грохот пушечных и танковых выстрелов, кинжальный пулеметный огонь, взрывы гранат, горящие танки, горящие священной ненавистью к врагам глаза героев-панфиловцев...

Наверное, молодежи такой экспрессивно-визуальный подход придется по душе, людям постарше, боюсь, этого будет все-таки маловато. Но не станем спешить с оценками. 16 ноября в кинотеатре «Октябрь» прошла громкая премьера фильма для московской элиты, 19 и 20 ноября состоятся превью-сеансы для обычной публики, а 24 ноября фильм «28 панфиловцев» выходит в широкий прокат. Как его примет массовый зритель, для которого, в конечном счете, и снималось кино, мы узнаем уже очень скоро. Экран покажет.