Андрей Леонтьев: Очень часто нам продают не автомобиль, а понты

Автомобильный эксперт, гонщик и ведущий шоу «Программа испытаний» на канале «ЧЕ!» рассказал «Труду» о машинах и своих взаимоотношениях с ними

На телеканале «ЧЕ!» выходят премьерные выпуски шоу «Программа испытаний», где автомобили подвергаются жесткой, суровой экспертизе под контролем автомобильного эксперта и гонщика Андрея Леонтьева. Авторы программы отталкиваются от статистики: исследования показали, что большинство покупателей автомобилей обращают внимание прежде всего на рекламные приманки, на престижность марки и стоимость авто — на все, кроме одной немаловажной «детали»: настоящего качества машины. Андрей Леонтьев постарался в своем шоу плыть против течения: он на наших глазах помогает проверить реальные свойства автомобилей независимо от их марки. Кстати, кузов и салон машин в процессе съемок закамуфлированы. Об автомобилях и своих взаимоотношениях с ними Андрей рассказал нашему корреспонденту.

— Андрей, всевозможных программ типа «тачка на прокачку» и про всякие маленькие хитрости для автолюбителей — масса. Есть ли изюминка в вашем новом телешоу на канале «ЧЕ!» и на кого оно рассчитано в большей степени: на автолюбителей или профессионалов?

— Насколько я понимаю, это новый формат, такого раньше никто не делал — заявляю это вам со всей ответственностью. Идея в том, что сегодня автопроизводители проводят чересчур агрессивную маркетинговую политику. В результате человек покупает не столько автомобиль, сколько то, что ему о нем рассказывают: некие довольно эфемерные вещи, не имеющие отношения к реальности. Но ездить-то нам приходится не на истории и не на имидже, а на конкретном «железе» — со всеми его плюсами и минусами. Так что в какой-то степени мы развенчиваем маркетинговые уловки и стереотипы в отношении брендов. Всякий что-то знающий про машины человек усвоил характерное восприятие авто с точки зрения бренда: Toyota — это такая крепкая надежная штука, BMW — машина со спортивным норовом, доставля-ющая удовольствие водителю, Jaguar- это стильно — и т. д. и т. п. Возможно, когда-то так оно и было, но сегодня характерные грани стерлись, а все эти легенды сохраняются в основном в формулах, навязанных маркетологами. Они мало подтверждаются практикой, автомобили во многом стали практически одинаковы.

Skoda и Audi делаются из одних и тех же деталей, отличаются только логотипами-шильдиками и чуть-чуть разной отделкой, топливом, топовыми моторами. С точки зрения потребления это не имеет принципиального значения. Унификация и глобализация уже настолько серьезно зашли в эту историю, что сами производители теряют ДНК собственного бренда. По-этому мы пошли от другого — от ощущения, которое испытывает человек в автомобиле, от того, что ему конкретно от автомобиля требуется.

— Получается, вы предлагаете зрителю выбрать авто мечты опытным путем?

— Да, можно сказать и так. Вот, скажем, человек собрался купить городской кроссовер в ценовом сегменте до полутора миллионов рублей. Мы берем трех таких соискателей, даем им три автомобиля, но конкретная марка и модель остаются им неизвестны. Они могут только сравнивать свои ощущения, пересаживаясь из одной машины в другую и выполняя в них одни и те же задания.

И у них накапливается достаточно объективный багаж ощущений и представлений о каждом подопытном авто. Дальше мы предлагаем назначить цену этим образцам.

И тут начинается самое интересное. Выясняется, что китайский автомобиль был по ошибке принят за японский. Бывали и моменты, когда автомобиль более низкого сегмента — например, бюджетный седан — назывался премиальным. И наоборот: автомобиль претендует на позицию в сегменте премиум, а люди за него давали полтора миллиона рублей — и ни копейки больше. И тут мы понимаем, в чем лукавство компаний. Они зачастую продают нам не машину, а, говоря попросту, лишь понты: набор мультимедиа, отделку салона, цвет: Зато такие изначально важные характеристики, как способность автомобиля преодолевать неровности, то, как он управляется, как тормозит, насколько в нем шумно, остаются в тени. Когда наш зритель это понимает, у него возникает желание более объективно взглянуть на проблему и понять, за что он собрался отдать свои деньги, адекватна ли цена качеству. На этой интриге и завязан успех программы уже в двух сезонах.

— Про передачу более или менее понятно. А лично вы как подходите к покупке авто, с какими требованиями? С чего начинаете проверку?

— Прежде всего, когда садишься в автомобиль, ты должен понимать, что тебе ничего не мешает, не отвлекает, тебе удобно сидеть, руль выдвигается, поднимается и опускается ровно настолько, насколько тебе это нужно. Посадка за рулем — не просто комфорт, это очень важный элемент безопасности. Именно она обеспечивает нормальную циркуляцию крови в организме. Когда нарушается кровоснабжение головного мозга, скорость реакции падает. Но почему-то никто из покупателей об этом не думает. Дальше: при правильной посадке у тебя все нужное под руками, ты ни на что не отвлекаешься и максимально используешь анатомию тела при рулении. Не все автомобили, к сожалению, отвечают этим качествам — производители экономят на регулировках, а, скажем, регулировка руля — вещь критично важная.

Второй важнейший момент — обзорность: зеркала, стойки лобового стекла. Она должна быть идеальной. Ну и третье — это управляемость автомобиля. Неуправляемая машина, при самом мощном двигателе и тормозах, красивейшем цвете и лучших мультимедиа, будет сама управлять тобой, а это недопустимо. Впрочем, двигатель и возможность динамичного ускорения тоже имеют огромное значение, при этом крутящий момент даже более важен, чем мощность. Он нужен не для того, чтобы эффектно стартовать со светофоров, а чтобы на узких дорогах безопасно совершать обгон.

— И что же, на бренды вы принципиально никакого внимания не обращаете?

— Обращать приходится, но не ради моды или престижа. Все мои друзья-знатоки — сторонники проверенных, заслуженных брендов с богатой историей в 50-100 лет инжиниринга. Настоящая аристократичная штучка требует не только набора функций, но еще и породы. У этих марок много моделей, которые умело сочетают и качество, и те самые понты, о которых я говорил. Возьмем, например, немецкие или английские автомобили. Чаще всего это очень мощная машина, выглядящая как обычный семейный седан или внедорожник. Совсем другое дело — восточный вариант: у тебя под капотом 1600 «кубов», 120 лошадиных сил, вся машина в хроме, антикрыльях и прочем хламе, который никому не нужен, только мешает. А сколько насчитывает история, например, даже премиальных японских брендов? Лет 20-30. И о чем тут говорить? Традицию еще надо вырастить. А эти искусственные марки были специально придуманы, чтобы на американском рынке создавать конкуренцию немцам. Чистый маркетинг.

— В вашей программе бренды закамуфлированы, зрители не знают, с какой маркой имеют дело. Но если фанат «мерса» сядет в Mercedes, неужели он его не узнает?

— Да, бывало, что узнавали. Хотя не с первого взгляда, не по внешним признакам, а именно по рулежке, по запаху в салоне, по нажатию кнопок, звуку двигателя, посадке, по тому, как устроено сиденье — и так далее. По таким мелочам если не точную марку, то хотя бы производителя или страну происхождения определить всегда можно.

— А еще в «Программе испытаний» рассказывают об актуальных проблемах дорожного движения.

— Проблема водителя, как правило, заключается в нем самом. Если человек выезжает на дорогу в агрессивном, «гоночном» настроении, если ему непременно надо быть быстрее всех, а остальные участники движения представляются исключительно помехой, то и дискомфорт он испытает максимальный. А если водитель хорошо представляет себе маршрут и будет ехать со скоростью потока, тогда дорога вызовет у него совсем другие ощущения. Эту актуально абсолютно для любой страны мира. Но особенно — для Востока. Как ездят в Китае, в Индии — это же просто самоубийство! Я объехал весь Китай на машине — и раз пять думал: ну вот он, настал мой последний час: Там в порядке вещей выезжать на фурах на встречку, поехать по кругу в противоположную сторону, принципиально не использовать поворотники: Чем оборачиваются такие «мелочи» — страшно представить. На этом фоне, скажу объективно, в России культура вождения растет, да и дороги наши стали намного лучше. Скажем, путь на Дальний Восток, который раньше занимал две недели, сейчас укладывается в неделю.

— Ваша аудитория — прежде всего те люди, у которых нет возможности покупать каждый год новую иномарку. Притом, конечно, хочется, чтобы машина служила долго и выглядела отлично. Какие советы можете им дать?

— Прежде всего надо четко представлять, для чего вам этот автомобиль нужен, где вы на нем собираетесь ездить, кого возить. Сейчас на рынке большой выбор бэушных машин в очень хорошем состоянии. Как я уже сказал, надо садиться и пробовать. Еще важно: если вы ищете дешевый, но качественный автомобиль, надо смотреть не просто на марку, а на то, какую группу компаний она представляет. Дело в том, что в рамках одной группы самые разные автомобили делают из примерно одинаковых комплектующих. Речь прежде всего об электрике и крепеже. Допустим, если вы покупаете Volkswagen Golf или Skoda Rapid, это будет сделано примерно из тех же деталей, из чего сделаны Lamborghini и Audi. Но если вы покупаете Ford, то вы покупаете именно Ford, а KIA — это всегда KIA. Компании, которые выпускают и масс-маркет, и премиальные бренды, будут стараться делать комплектующие, которые отвечали бы уровню именно премиальных брендов, потому что невыгодно иметь две линейки комплектующих — для дешевых и дорогих машин. Стандарты качества комплектующих и сборки у таких универсальных производителей выше. И старая проверенная Skoda в целом будет более долговечной, чем молодой амбициозный Hyundai.

— Боюсь, машину редко выбирают столь рационально — чаще, как в любви, прислушиваются к сердцу...

— А я все-таки советовал бы подключать голову. Собственно, именно об этом наша «Программа испытаний»!